Цель: дать понятие о тезисах и конспекте, научить составлять разновидности тезисов, научить оформлять конспекты по специальностям.
Содержание занятия.
Вопросы.
1.Понятие о тезисах и конспектах. Их виды.
2.Особенности составления тезисов. Основные правила оформления цитат.
Тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые в своем выступлении необходимо развивать, доказывать, защищать. Как и в плане, части тезисов расположены последовательно, они связаны внутренней логикой.
В тезисах выделяется главная информация, опускается дополнительная. В составлении тезисов необходимо опираться на план. Условно к тезисам можно поставить вопросы (О чем? Что именно?).
Последовательность работы над тезисами:
1. чтение текста;
2. выделение смысловых частей;
3. краткое формулирование и запись основных мыслей каждой части;
4. расположение их в определенном порядке.
В тезисах нет примеров и разъяснений. Пункты тезисов обозначаются цифрами.
Различают 2 вида тезирования: 1) извлечение авторских тезисов из текста; 2) формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами.
|
|
В первом случае необходимо найти в тексте основные положения, выдвигаемые автором, выписать их и расположить в определенной последовательности в соответствии с развитием авторской мысли.
Во втором случае необходимо в тексте найти основные авторские мысли, изложить их своими словами и записать в определенной последовательности.
Образец тезисов.
1.Процесс, протекающий в постоянном повторении и возобновлении, называется воспроизводством.
2.Рабочая сила, средства производства, природные ресурсы, среда обитания – факторы, которые обеспечивают процесс производства.
3.Постоянное возобновление рабочей силы, средств производства, природных ресурсов означает воспроизводство производительных сил.
4.Различают два вида воспроизводства: простое и расширенное.
Задание. Прочитайте текст. Выделите в нем смысловые части. Составьте тезисы.