Этапы и организация риск-менеджмента

Риск-менеджмент в общем случае на­правлен на сокращение возможных потерь, связанных с реализацией конкретного риска. Это осуществляется путем принятия управленческих решений, в ходе реализации которых и происходит управление риском.

Риск-менеджмент представ­ляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми от­ношениями, возникающими в бизнес-процессе. Риском можно управлять, прогнозируя наступление рискового события и вовремя принимая меры к снижению степени риска. В мировой и отечест­венной специальной литературе понятие «риск-менеджмент» трактует­ся в широком и узком смыслах.

В широком смысле риск-менеджмент — это наука об обеспечении условий успешного функционирования любой производственно-­хозяйственной единицы в условиях риска. В узком смысле это про­цесс разработки и внедрения программы уменьшения любых случай­но возникающих убытков фирмы.

Риск-менеджменту как виду деятельности свойственны следующие характеристики:

• системный характер управления риском, предполагающий це­лостность, комплексность, способность системы к интеграции но­вых элементов;

• сложность структуры системы управления риском, вклю­чающую многофункциональность, универсальность, модульность, многоуровневость;

• высокая результативность системы управления риском, оз­начающая гибкость, адаптивность, адекватность, эффективность.

Кроме универсальных характеристик риск-менеджмент предприятия обладает определенной спецификой, связанной с особенностями предприятия, целей и методов управления, что отражено в следующих основных принципах, на которых базируется управле­ние рисками:

• система риск-менеджмента является частью проце­дур общего менеджмента фирмы реализующей деятельность, что означает ее соответствие стратегии развития фирмы и институциональным особенностям ее функционирования;

• особенности системы риск-менеджмента отражаются в ее целях и задачах и определяют высокоспециализированный харак­тер принятия решений в рамках системы управления риском;

• в ходе риск-менеджмента необходимо учитывать внешние и внутренние ограничения, что означает согласование специальных мероприятий с возможностями и условиями функционирования фирмы;

• в процессе риск-менеджмента в отношении всей совокупно­сти рисков должна проводиться единая политика управления риска­ми, что требует комплексного и одновременного управления всей их совокупностью;

• процесс риск-менеджмента динамичен, что связано с непре­рывным характером принятия решений, связанных с управлением рисками.

Перечисленные принципы — наиболее общие и на практике риск-менеджмента проявляются во всех случаях.

Но каждое предприятие уникально, поэтому конкретная реализация этих принципов может быть разной.

С учетом методологий РМВооК и MSF этапы управления рисками могут быть представлены следующим образом:

• идентификация рисков;

• качественный анализ и предварительное ранжирование рисков;

• количественный анализ и итоговое ранжирование рисков;

• определение реакции на риск;

• мониторинг рисков;

• реагирование на риск;

• постпроектный анализ и извлечение уроков.

Начальной стадией процесса управления рисками является вы­явление рисков.

В ходе анализа рисков происходит преобразование накопленных оценок и данных в форму, удобную для осуществле­ния их ранжирования. Управление рисками требует должного рас­пределения ресурсов, доступных для реализации управления, чему спо­собствует ранжирование рисков.

Затем наступает этап планирования рисков, т.е. определения ре­акции на риск, на основании чего вырабатываются стратегии, пла­ны и конкретные шаги.

Мониторинг рисков проводится для контроля за конкретными рисками и прогрессом в осуществлении составленных планов. Реа­гирование на риск отражает процесс исполнения принятых в отно­шении рисков планов и отчет о ходе их исполнения. Важно, что риск-менеджмент включает также инициирование изменений в управлении.

Извлечение уроков формализует процесс усвоения накопленного за время работы опыта и инструментария для его дальнейшего использования на уровне всего предприятия.

Рассмотрим идеальную организацию процес­са риск-менеджмента.

Методы и способы, которые используют ор­ганизации и конкретные риск-менеджеры для выработки и приня­тия решений по управлению рисками, чрезвычайно разнообразны и во многом зависят от типа организации, страны (или региона), в которой она находится, а также от конкретного человека. Поэтому вряд ли можно предложить какой-то оптималь­ный способ для выполнения этой деятельности.

Любая деятельность, чтобы она была успешной и управляемой, должна быть структурирована. В отношении системы управления риском можно выделить три основных организационных аспекта такой структуры: собственно деятельность риск-менеджера, дея­тельность подразделения (отдела) управления риском, роль и место подразделения по управлению риском в организации. На рис. 1 представлена идеальная структура управления риском.

Риск-менеджер формирует организационную структуру управ­ления риском на предприятии и разрабатывает основные положе­ния и инструкции, связанные с этой деятельностью. Идеологическая задача риск-менеджера и подразделения по управлению рис­ком — разработка основных принципов управления риском в орга­низации.

Принципы управления риском обычно формулируются в специ­альном документе, в котором содержится четкое изложение того, какие риски учитывает организация и как она ими управляет. Это может быть сделано в форме официального отчета по управлению риском, в состав которого входит Положение по управлению рис­ком.

Формулировка принципов управления показывает, что органи­зацией продуманы долговременные цели управления риском. Тем самым организация декларирует свою уверенность, что на основе имеющейся информации она выработала оптимальный подход. Та­ким образом, демонстрируется, что организация понимает сущест­вование потенциальных опасностей и принимает необходимые за­благовременные меры.

Положение по управлению риском содержит ключевые момен­ты управления риском на предприятии. В нем может быть сделан упор на снижение уровня возможных рисков аварий или на созда­ние определенных финансовых резервов на компенсацию возмож­ных ущербов или убытков в процессе деятельности предприятия.

Положение является средством выражения позиции компании по отношению к управлению риском. В нем должны быть разгра­ничены полномочия, указано, кто несет ответственность за опреде­ленные аспекты управления риском, за какие сферы управления риском ответственны другие подразделения, не входящие в отдел управления риска, и т.д.

В таком руководстве должна содержаться практически вся ин­формация, связанная с рисками, устанавливаться четкая ответст­венность всех подразделений и служб организации, должны быть определены взаимодействия отдельных служб и т.д. Отдельные раз­делы руководства должны содержать изложение основных подходов к страхованию, описание действий при пожарах, взрывах, произ­водственных травмах и т.д.

Предприятие должно ежегодно выпускать отчет по управлению риском. Этот отчет нужен для анализа уровня безопасности пред­приятия и является основным документом, на основании которого предприятие получает или продлевает лицензию на свою деятель­ность. Кроме того, отчет может служить основой для ведения пере­говоров со страховщиками об установлении уровня страховых пре­мий и определении страховых сумм. В таком отчете обычно содер­жится информация:

• об основных принципах управления риском на предпри­ятии;

• о результатах реализации этих принципов;

• перечень всех инцидентов, приведших к ущербу за послед­ний год;

• статистика происшествий за предыдущие годы;

• прогноз возможных аварий и других ущербов на последую­щие годы;

• анализ финансовых механизмов покрытия ущербов.

Функции отдела управления риском заключаются в выполнении конкретной деятельности по реализации принципов управления риском в организации. Кроме того, в функции отдела управления риском входит такая деятельность, как обучение персонала отдела, регулярные совещания с другими менеджерами организации, про­ведение семинаров для руководящего персонала и т.п.

В отделе по управлению риском перерабатывается большое ко­личество данных, поступающих от различных функциональных подразделений компании, и риск-менеджер должен иметь возмож­ность осмысливать все эти данные.

В число функций риск-менеджера входят:

• идентификация риска;

• реализация основных принципов управления риском;

• ведение регистрации происшедших инцидентов и их стати­стическая обработка;

• управление страхованием;

• некоторые другие функции, связанные с рисками.

Обычно отчет отдела управления риском представляется управ­ляющему финансами, а не исполнительному директору.

Ясно, что управление риском в целом — многоступенчатый процесс, кото­рый имеет цель уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Важно понимать, что минимизация ущерба и снижение риска — не адекватные понятия. Второе означает либо уменьшение возможного ущерба, либо пони­жение вероятности наступления неблагоприятных событий. В то же время существуют различные финансовые механизмы риск- менеджмента, обеспечи­вающие компенсацию ущерба, никак не влияя ни на его размер, ни на вероятность наступления.

Таким образом, риск-менеджмент — это совокупность отдельных шагов, или стадий, включающих раз­работку общей философии управления рисками, их идентификацию, анализ, регулирование уровня рисков и реализа­цию финансовых механизмов компенсации ущерба при возникно­вении неблагоприятных событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: