Методы и приемы обучения истории
Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Метод обучения – это сложное, многомерное, много качественное образование. В нем находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы и формы обучения.
В структуре методов обучения выделяются объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. Речь идет об общих для всех дидактических положениях, принципах и правилах. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Соотношение объективного и субъективного в педагогике трактуется достаточно широко. Естественно, что через метод больше всего проявляется индивидуальное мастерство учителя истории.
|
|
До 1917 в литературе по методике преподавания истории (МПИ) о системе методов обучения не ставился, система не была выработана. Эта проблема начала обсуждаться в 50-60-е.
Бернадский (1890-1959) – д.и.н., «МПИ в 7-летней школе». Вопрос о системе методов обучения вообще не ставится, хотя освещается, как использовать рассказ, учебник, наглядные пособия, исторический источник
Стражев (1898-1961) к.п.н., «МПИ. Пособие для учителей». Попытался подойти к системе. Писал о методах изучения исторических фактов, методах изучения исторических понятий, методах изучения исторических личностей и народных масс, методах изучения хронологии. Поскольку исторический материал школьных курсов весьма многообразен, постольку (если следовать логике Стражева) и методы его преподавания столь же многочисленны. Однако система не была востребована.
Вагин (1902-1978) «МПИ в средней школе. Учение о методах. Теория урока», «Методика обучения истории в школе». Считал, что в основу классификации методов обучения истории следует положить не структурность изучаемого материала, а источник исторических знаний учащихся В практике преподавания действуют методы устного обучения истории, наглядного, использования печатного исторического текста, самостоятельная работа учащихся. Вагин писал еще о методах самостоятельной работы учащихся, которые он считал «оборотной стороной» устного и наглядного методов обучения истории. Однако, увидел шаткость, неубедительность своего взгляда на метод самостоятельной работы и в книге 1968 г. отказался от такого подхода. Вместо метода самостоятельной работы у него появился практический метод обучения, который, не получил столь подробного освещения, как методы устного и наглядного преподавания истории.
|
|
Джон Никол «Ремесло учителя истории» Никол мало интересуется теоретическими вопросами методической науки – она для него не наука, а искусство, ремесло в хорошем понимании этого слова. Урок в понимании Никола – это театр в классной комнате на исторические сюжеты, а не одна из главных учебных форм совместной деятельности учителя и учащихся, в результате которой ученики познают историю, воспитывают в себе морально-нравственные качества гражданина-патриота своей страны, овладевают умениями и навыками умственного труда. Наметил систему методов обучения истории в англ.шк: [1]слово(живое и текстовое), [2]наглядность, [3]практические упражнения.