Политика институционального разложения: случай России

Преднамеренное создание и поддержание неэффективных институтов, ведущих те или иные общества по пути институционального упадка и разложения, следует считать нор­мой политики институционального строи­тельства, а отнюдь не отклонением от нее. Но большинство специалистов, анализирую­щих процессы институционального строи­тельства (как в исторической ретроспективе, так и в современную эпоху), склонны делать упор на немногие «истории успеха», связан­ные с созданием устойчивых эффективных институтов, обделяя вниманием случаи институциональных провалов или промежу­точные и неустойчивые варианты институ­циональных трансформаций. Ими подробно изучены «пакты элит» или «обусловленные институциональные компромиссы», воз­никающие в результате структурно обуслов­ленного равновесия сил внутриполитических факторов на фоне высокой неопределенности, когда успешный выбор институтов миними­зирует издержки и раздвигает временные горизонты участников политического про­цесса. Иным вариантом успешной политики институционального строительства служит «навязанный» институциональный выбор как средство внешнего управления со стороны международной среды — будь то оккупация Западной Германии после Второй мировой войны или стремление стран Восточной Европы войти в состав Европейского союза и вынужденных принимать его усло­вия. В свою очередь, страны постсоветской Евразии могут служить примерами своего рода «лаборатории» или «естественного эксперимента» как частичных и временных решений, обусловливающих циклические неустойчивые исходы институционального строительства, так и преднамеренного создания устойчивых неэффективных инсти­тутов, служащих максимизации выгод правящих групп, которые стремятся монополизи­ровать политическую ренту. Сравнительные исследования постсоветских государств позволяют говорить о том, что последний вариант возникал в ходе трансформаций политических режимов тогда и там, когда и где конфликты ключевых сторон оказались решены по принципу «победитель получает все». Процессы и последствия институцио­нального строительства постсоветских стран демонстрировали существенные вариации как в траекториях политических изменений, так и в эффективности/неэффективности институтов. Россия в этом отношении выступала на фоне постсоветских соседей как особый случай. Во-первых, путь страны в тупик «институциональной ловушки» неэф­фективного авторитаризма оказался слож­ным и извилистым. Во-вторых, возможности ее эволюционного выхода из этого тупика становятся все более призрачными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: