План.
- Строение психологической науки.
- Задачи психологической науки.
- Методы исследования психики человека.
1. Психология – наука многоотраслевая. Она включает в себя следующиедисциплины:
Общая психология – изучает общие закономерности развития психики человека.
Возрастная психология – изучает возрастные особенности психики человека. Она включает в себя психологию детства, подростка, юности, взрослого человека и старости.
Педагогическая психология – изучает психические закономерности обучение и воспитания человека.
Психология труда – изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.
Сравнительная психология – сопоставляет психику животных и человека и устанавливает сходства и различия между ними.
Индивидуальная психология – изучает психологические явления свойственные индивиду.
Социальная психология – изучает явления психики, существующие только в группе людей.
Кроме этого есть военная, юридическая, медицинская, спортивная и другие области психологии. Таким образом, психология охватывает все сферы жизнедеятельности и постоянно развивается.
2. Психология решает следующие задачи:
1. Изучает закономерности развития и проявления психики человека.
2. Научиться управлять своими психическими процессами и состояниями
3. Использовать теоретические знания о закономерностях психики, полученных на теоретическом обучении в своей практической деятельности для большей ее продуктивности.
4. Использовать психологические знания для совершенствования отношений с другими людьми.
3. Познание психики возможно только через анализ деятельности человека. Для этого психология применяет следующие методы исследования:
Наблюдение – изучение психики через анализ поведения, т.е. исходя из действий, поведения, речи, внешнего вида, наблюдающий судит об индивидуальных особенностях человека – его памяти, мышлении, воображении, темпераменте. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение психики должно происходить вестественных условиях (тот, за кем наблюдают не должен знать об этом или не обращать на это внимания).
Требования:
1. Наблюдение должно быть целенаправленным, т.е. наблюдающий должен знать, какую информацию он хочет получить и для чего – т.е. наблюдение обязательно проводится по плану.
2. Наблюдение должно быть систематическим, чем длительнее наблюдение, тем больше фактов можно накопить, тем легче отделить типичное от случайного.
3. Суждения о личности должны опираться на объективные показатели, недопустима предвзятость.
4. Наблюдение поведения людей должно учитывать мотивы их действий и поступков.
Эксперимент – изучение психики человека в специально измененных для этого условиях.
Различают эксперимент естественный и лабораторный.
Беседа – диалог педагога с учащимися, позволяет выявлять черты личности человека, его характер, способности, отношение к родителям и педагогам, друзьям, учебе и труду. Наиболее эффективен метод беседы в изучении мотивов поведения, поступков и действий людей.
Анкетирование – письменные ответы на вопросы, объединенные общей проблематикой (курение, алкоголизм). Преимуществом анкеты является то, что за короткое время можно получить информацию о большом количестве людей; недостатком является то, что ответы могут быть неискренними.
Метод общения независимых характеристик – опрашиваются несколько человек, информация обобщается и делается вывод.
Метод изучения продуктов деятельности – рабочих тетрадей, рисунков, поделок и т.д.
Изучение документации – личные дела, медицинские справки.
Тесты – специальные задания, по результатам выполнения которых можно судить об особенностях психики человека.