Предмет методики преподавания психологии

Тема1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4ч)

ВВЕДЕНИЕ

Методика преподавания психологии изучается в качестве учебного предмета студентами, обучающимися по специальности «Психология». По окончании вуза им присваивается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Таким образом, данный учебный курс выполняет важную функцию подготовки студентов к преподавательской деятельности. Данная дисциплина читается студентам дополнительной специальности «Практическая психология», которым присваивается квалификация «педагог-психолог», который, наряду с диагностической, коррекционно-развивающей видами деятельности занимается просветительской функцией.

Курс “Методика преподавания психологии” рассчитан на 74 аудиторных часов, из них 48 часов лекционных занятий, 8 часов практических занятий, 18 часов лабораторных занятий. Форма контроля - экзамен.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.-М.:ВЛАДОС, 2001.-304с.

2.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы.-Мн.:Народная асвета,

1993.

3. Практическая психология образования: Учебное пособие/Под ред. И.В. Дубровиной.- СПб.: Питер, 2007.-592с.

4.Карандашев Виктор Николаевич. Методика преподавания психологии.-СПб.: Питер, 2006.-250с.

5.Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.- 244с.

ПЛАН:

1.Предмет методики преподавания психологии

2. Современное психологическое образование в мире

3.Нормативно-правовое обеспечение психологического образования

4.Цели преподавания психологии

5.Принципы обучения психологии

Выделяются три основные цели психологии как области знания:

1.Поиск новых психологических знаний. На достижение первой цели направлена научная психология.

2.Применение психологических знаний для решения практических проблем. На достижение второй цели направлена практическая психология.

3.Передача психологических знаний. На достижение цели направлена методика преподавания психологии.

Научная психология как самостоятельная наука сформировалась во второй половине 19 века и в течение 20 века проделала огромный путь развития. Она стала одной из признанных отраслей научного знания.

Практическая психология как сфера профессиональной деятельности начала формироваться в 60-е годы 20 века в США, в 70-е годы в Европе, в 80-е годы в Советском Союзе. Несмотря на трудности первоначального развития и утверждения собственного статуса, она постепенно стала признанной областью профессиональной деятельности.

Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Интерес к психологии как науке и сфере практической деятельности явно преобладал в течение всего 20 века, хотя большинству психологов приходилось работать в качестве преподавателей психологии. В то же время психология как наука, как прикладная сфера и как учебный предмет – не тождественные понятия. Курс психологии имеет свои дидактические задачи, поэтому курс МПП предполагает готовность к педагогической (просветительской) деятельности, то есть умение преподавать.

Психология преподается в различных типах учебных заведений и входит в состав различных образовательных программ:

1)на психологических факультетов вузов, осуществляющих подготовку психологов;

2)на философских, педагогических, юридических факультетах университетов, на факультетах социальной работы, а также в профильных вузах, в частности, педагогических, медицинских, технических, военных, которые осуществляют подготовку специалистов, профессионально работающих с людьми;

3)в средних профессиональных учебных заведениях, таких как педагогические училища и колледжи;

4)в средних общеобразовательных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях).

Таким образом, предмет МПП – методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения практическим психологических умениям (Виктор Николаевич Карандашев).

МПП как отрасль научного знания находится на начальном этапе своего развития. Поэтому преподаватели во многом опираются на свой собственный опыт и опыт своих коллег.

МПП является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей как психология и дидактика. Содержание, формы, методы и приемы обучения психологии, проверка и оценка знаний опираются на общедидактические принципы. Однако специфика психологии как научной и практической дисциплины отражается на особенностях ее преподавания. Одной из важнейших форм обучения психологии являются психологические тренинги различного типа.

Принципы организации учебных занятий по психологии во многом сходны в средних и высших учебных заведениях, а также школе. Однако по мере необходимости будут рассматриваться специфические аспекты школьной и вузовской системы обучения психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: