План.
1. Понятие о внимании и его физических механизмах.
2. Виды внимания.
3. Свойства внимания.
4. Развитие внимания у учащихся.
1. На человека постоянно воздействует масса самых разных раздражителей, но сознание его не способно охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты.
Поэтому человек выделяет то, которое представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам.
Внимание – сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.
Предметом внимания может быть внешний мир, а также сама психическая деятельность: мысли, чувства, анализ поступка.
Внимание выражается внешне в специфической позе и особой мимике, по которым легко можно наблюдать и судить, насколько внимателен человек.
Поза внимания характеризуется торможением лишних движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.
Мимика невнимания выражается разведением осей глаз (отсутствующий взор). Без внимания невозможна никакая деятельность (ни учебы, ни игра, ни труд).
|
|
С физиологической точки зрения внимание связывается с анатомически и функционально обособленной нервной точкой, расположенной в стволе мозга и в подкорковых областях, она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропуская их в кору головного мозга. Благодаря этому, совершается отбор стимулов, достигающих зоны ясного сознания.
2. По активности человека в организации внимания различают три вида:
1. непроизвольное;
2. произвольное;
3. после произвольное.
1. Непроизвольное (пассивное, эмоциональное) внимание возникает без всякого намерения человека и не требует с его стороны волевых усилий. Это более низкая форма внимания, которая есть у человека и животных. Это реакция на внешние раздражители (запахи, звуки, свет и т.д.). Непроизвольное внимание могут вызвать:
а) более сильный раздражитель на фоне других действующих (выразительность речи, Жириновский в шумном помещении выделяется голосом громче других);
б) новизна раздражителя (неординарно одетый человек на улице, новичок в группе);