Особенности немецкой классической философии

В центр своего изучения она ставила человека, выступающего субъектом деятельности. Она развивает принципиально новые темы: труд, прогресс, свобода, насилие. Историю она рассматривала как подчиненный объективным законам процесс, отвергается механистическое понимание смены прошлых эпох. Огромный вклад был внесен в развитие диалектики. В целом представители этого направления отдавали предпочтение вопросам познания и делали основной упор на субъект и меньше уделяли внимания характеру бытия. Считается, что немецкой классической философией заканчивается традиционная классическая философия в целом.

2. Иммануил Кант (1724 - 1804).

2.1.Основоположник немецкой классической философии родился в Кенигсберге, где работал в университете. Его творчество принято делить на два периода. В так называемый "докритический " период (до 1770) разработал космогоническую гипотезу возникновения и эволюции планетных систем из первоначальных туманностей и существования Большой вселенной галактик вне нашей Галактики. Развивал смелую для того времени идею постоянного возникновения и уничтожения материи. В названия главных книг философа входит слово "Критика". Поэтому второй этап его деятельности именуется "критическим". Утверждается, что из постановки Кантом ряда проблем выросли основные направления современной философии: позитивизм. феноменология, экзистенциализм.

2.2. "Критика чистого разума" (1781 г.). В этой работе сформулирован знаменитый вопрос "Что я могу знать?" Под чистым разумом автор понимал науку. Кант впервые выявил специфику науки: научное знание - это теория. Мыслитель отрицал слепую веру в безграничные возможности научного познания.

Кант утверждал, что существует мир вещей, независимый от сознания и воздействующий на органы чувств, вызывая ощущения в них. Это мир явлений. Однако, рассматривая границы и возможности познания, Кант пришел к выводу, что существует и другой мир "вещей в себе", которые являются причиной существования явлений. "Вещи в себе" не познаются разумом, но являются предметом веры. Они трансцендентны, т.е. потусторонни и существуют вне времени и пространства. Познаются только явления или способ, которым вещи обнаруживают себя. Чувственность - это способность созерцать предметы, рассудок-способность мыслить предметы. В разуме заложено неискоренимое стремление к знанию, которое основано на высших этических запросах.

Предметом философии Кант считал не законы природы, а законы человеческого разума и познавательной деятельности. Научное знание для него - синтез чувственности и рассудка.

2.3. Нравственный закон. Стремление к познанию вытекает из внутреннего закона разума - нравственного закона. В "Критике практического разума" (1788) поставлен второй знаменитый вопрос Канта - "Что я должен делать?" Повелительная форма нравственного закона называется категорическим императивом: поступать следует так, чтобы правило, по которому ты действуешь, могло стать всеобщим законом. Мораль - это основа, делающая человека человеком. Подлинно нравственные действия имеют в качестве высшей цели человечество и человека. А высшее предназначение человека - реализация человеческого в себе.

Среди нравственных качеств на первое место Кант ставил долг человека заботиться о сохранении своей жизни и здоровья. Добродетелями он считал правдивость, четность, искренность, добросовестность, достоинство, которым противопоставлялись ложь и раболепие. Главной добродетелью Кант называл человеколюбие. Следуя нравственному закону человек не может быть счастлив. Но стержнем нравственности является "добрая воля", которая подвигает человека действовать во имя долга, а не эгоистических устремлений.

2.4. "Вечный мир". Кант разработал учение о необходимости вечного мира. Средством его достижения и сохранения рассматривалось развитие международной торговли и общение к взаимной выгоде для различных государств. Идеи философа во многом были реализованы в практике международных договоров и организаций.

3. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831). Преподавал в Берлинском университете. Стал создателем грандиозной философской системы, фактически завершившей период немецкой классической философии.

3.1. Объективный идеализм. Гегель считал, что в основе всего сущего лежит безличное деятельное духовное начало - Абсолютная идея, "мировой разум, дух". Ее деятельность заключается в мышлении, самопознании.

В своем развитии она проходит три этапа:

1) развитие в "стихии чистого мышления" - идея раскрывает себя в системе связанных и переходящих друг в друга категорий (логика);

2) развитие идеи в форме "инобытия", то есть в форме природы, которая служит лишь внешним выражением саморазвития логических категорий: все в мире имеет свои причины, выступает как следствие, и одновременно само выступает причиной (философия природы);

3) развитие идеи в мышлении и истории, то есть, по Гегелю, в духе (философия духа).

Таким образом, мир понимается как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. Абсолютный дух вновь и вновь возвращается к себе и постигает свое содержание в различных видах сознания и деятельности.

3.2. Диалектика. Диалектика известна с античности как искусство ведения спора. Гегель стал трактовать ее как объективную основу всеобщего развития и метода познания. Он дал анализ законов и категорий диалектики. Гегель обосновал единство диалектики, логики и теории познания.

Главным вкладом Гегеля в философию стала разработка диалектического метода. Гегелевское учение о развитии основано на признании, что любая вещь или явление содержит в себе противоречие как источник собственного развития. Под противоречием понималось единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга противоположных сторон. Их конфликт и служит источником развития и движения. Развитие, по Гегелю, имеет следующий порядок: 1- утверждение (тезис), 2) его отрицание (антитезис), 3) отрицание отрицания (синтез). Первые два преодолеваются, но одновременно воспроизводятся на третьем этапе в новом, высшем качестве. Этой логике развития подчинено буквально все, включая Абсолютную идею.

Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики, которые органично переходят одна в другую. Он сформулировал основные законы диалектики: законы количественно-качественных изменений, взаимопроникновения противоположностей и отрицания отрицания. Механизмы действия этих законов рассматривались через диалектику парных категорий сущности и явления, содержания и формы, качества и количества, общего и единичного, необходимого и случайного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: