Характеристика транспортируемых грузов

Транспортируемые грузы делятся на две основные группы: штучные и насыпные.

Штучные грузы характеризуются массой, габаритными размерами и конфигурацией, а также особыми свойствами: температурой, пожаро- и взрывоопасностью, хрупкостью и др.

Насыпной груз характеризуется гранулометрическим составом, хрупкостью, насыпной плотностью, подвижностью и абразивностью (табл. 2.1); кроме того, в ряде случаев необходимо учитывать такие характеристики насыпного груза, как влажность, смерзаемость, липкость, токсичность и др.

Таблица 2.1

Характеристика наиболее распространенных насыпных грузов (в сухом состоянии)

Группа грузов Насыпной груз Плотность ρ V, т/м3 Угол j, град. Группа абразивности
Легкие Торф Кокс, зола Стружка стальная 0,3...0,5 0,4...0,6 0,2...0,6 32...45 35...50 35...50 A D D
Средние Уголь, шлак Цемент Известняк Земля, песок 0,7...1,0 1,0...1,3 1,2...1,5 1,2...1,7 30...45 40...45 30...45 B, C C B C
Тяжелые Гравий, щебень Агломерат 1,6...1,9 1,7...2,0 30...45 B, D D
Особо тяжелые Окатыши рудные Огарок цинковый Руда железная Железняк бурый 1,8...2,5 2,0...2,2 2,1...3,5 3,0...4,6 35...40 30...40 30...50 30...45 D D D D

Рассмотрим характеристики насыпного груза подробнее.

Гранулометрический состав грузов, т.е. распределение по крупности составляющих их частиц (кусков), определяется размером наибольших частиц (кусков), количество которых в пробе должно составлять не менее 10 %.

В соответствии с этим параметром насыпные грузы делят на восемь категорий крупности: пылевидные (с размером частиц менее 0,05 мм); порошкообразные (0,05...0,50 мм); мелкозернистые (0,5...2,0 мм); крупнозернистые (2...10 мм); мелкокусковые (с размером кусков 11...60 мм); среднекусковые (60...160 мм); крупнокусковые (160...320 мм); особо крупнокусковые (с размером кусков более 320 мм).

Насыпной плотностью r V свободно насыпанного груза называется отношение его массы к занимаемому им объему; она зависит от плотности материала, его пористости, гранулометрического состава и влажности.

Подвижность насыпного груза зависит от сил сцепления между отдельными частицами и от сил трения, возникающих при относительном перемещении частиц.

Характеристикой подвижности груза является угол естественного откоса (рис. 2.1), т. е. угол между боковой поверхностью свободно насыпанного груза и горизонтальной плоскостью. Различают угол естественного откоса в состоянии покоя – j (рис. 2.1, а) и при движении – jД (рис. 2.1, б). При движении груза подвижность его частиц увеличивается в результате вибраций и ударных нагрузок, и поэтому угол естественного откоса уменьшается. Приближенно принимают jД = 0,7×j.

Рис. 2.1. Угол естественного откоса:
а – в состоянии покоя; б – в движении

Абразивностью называется свойство насыпного груза истирать поверхность соприкасающихся с ним деталей (лент, пластин и т. д.). По абразивности насыпной груз делится на четыре группы: A – неабразивный, B – малоабразивный, C – среднеабразивный, D – высокоабразивный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: