Конвейерные ленты

Лента является наиболее ответственным элементом конвейера, так как она одновременно выполняет функции тягового и грузонесущего органов. В то же время лента является и наиболее дорогостоящим элементом. Стоимость ленты достигает 50 % от стоимости конвейера. Конвейерные ленты разделяют на резинотканевые, резинотросовые, металлические и специальные.

Основным типом конвейерной ленты является резинотканевая лента (рис. 4.3, а), состоящая из нескольких тканевых прокладок 1, соединенных между собой тонкими резиновыми прослойками и защищенных резиновыми обкладками 3. Для прокладок используют хлопчатобумажную ткань, называемую бельтингом, или синтетические ткани, выполненные из полиэфирно-хлопковых, полиамидных и полиэфирно-полиамидных нитей. Основная часть продольной растягивающей нагрузки воспринимается тканевыми прокладками, резиновые прослойки и обкладки обеспечивают работу ленты как единого целого и предохраняют прокладки от изнашивания, механических повреждений и попадания влаги. Для лент повышенной стойкости предусматривается их усиление 1 – 2-мя слоями разреженной ткани 2, называемой брекером.

Рис. 4.3. Поперечное сечение конвейерной ленты:
а – резинотканевой; б – резинотросовой;
1 – тканевые прокладки; 2, 4 – брекер; 3 – резиновые обкладки;
5 – стальной трос; 6 – резиновое заполнение

В зависимости от назначения различают ленты общего назначения и специальные (морозостойкие, теплостойкие, маслостойкие и др.).

Ленты общего назначения применяются при температуре груза до +60 °С; теплостойкие ленты – до +100...200 °С; морозостойкие ленты – до –45...60 °С.

Характеристики резинотканевых конвейерных лент общего назначения приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Характеристики резинотканевых конвейерных лент

Марка ленты Прочность ткани σ р, Н/мм Ширина ленты В, м Число прокладок z Толщина прокладки h 0, мм Толщина обкладок h 1, h 2, мм
Ткани из полиэфирно-хлопковых нитей
БКНЛ-65   0,1…2 3…8 1,1 1…3
БКНЛ-100   0,1…3 3…8 1,2 1…4,5
БКНЛ-150   0,6…3 3…8 1,3 2…6,6
Ткани из полиамидных нитей
ТА-100, ТК-100   0,1…3 3…8 1,2 1…4,5
ТА-150, ТК-150   0,6…3 3…8 1,3 2…6,6
ТА-200-2   0,8…3 3…8 1,4 2…6
ТА-300, ТК-300   0,8…3 4…10 1,9 2…6
ТА-400, ТК-400   1,0…3 3…10 2,0 2…6
Ткани из полиэфирно-полиамидных нитей
ТЛК-200   0,8…3 3…8 1,4 2…6
ТЛК-300, МЛК-300   0,8…3 4…10 1,9 2…6
МЛК-400/120   1,0…3 3…10 2,0 2…6

Толщина наружных резиновых обкладок (мм) на верхней (рабочей) h 1 и нижней (нерабочей) h 2 сторонах ленты принимается равной:

- для неабразивных и малоабразивных насыпных грузов (группы А и В) – h 1 = 3 и h 2 = 1;

- для среднеабразивных (группа С) мелкокусковых грузов – h 1 = 3...4,5 и h 2 = 1;

- для высокоабразивных (группа D) – h 1 = 4,5...6,6 и h 2 = 2.

Для лент, транспортирующих высокоабразивные тяжелые грузы, толщина рабочих обкладок увеличивается до 8...10 мм.

Ширина ленты В выбирается из нормального ряда значений в соответствии с ГОСТ 22644-77: 300, 400, 500, 650, 800, 1000, 1200, 1400, 1600, 2000, 2500 и 3000 мм.

Долговечность конвейерной ленты зависит от качества соединения ее концов (стыка). Стык концов ленты должен иметь прочность, достаточную для восприятия максимального натяжения ленты, обладать гибкостью в продольном и поперечном направлениях, необходимой для придания ленте желобчатой формы и возможности огибания барабанов конвейера как можно меньшего диаметра. Стыки бывают разъемными и неразъемными. К разъемным относят соединения на петлях, крючках и болтовые соединения с пластинами. Неразъемные соединения выполняют с помощью вулканизации.

Число прокладок z зависит от требуемой прочности и ширины ленты и колеблется в пределах 3...10. При известной величине максимального натяжения ленты F max, получаемого в результате тягового расчета конвейера, необходимое число прокладок определяется по формуле

z ³ (S л F max) / (В s р), (4.1)

где В – ширина ленты, мм;
s р – погонная прочность ткани прокладки, Н / мм;
S л – коэффициент запаса прочности, который принимается равным 8...10 для горизонтальных и 11...12 – для наклонных конвейеров.

Относительно большое значение запаса прочности S л обусловлено наличием стыка концов ленты.

Линейная сила тяжести ленты (погонная нагрузка) (Н / м) приближенно определяется следующим образом:

q л = 0,011×(z × h 0 + h 1 + h 2В, (4.2)

где h 0, h 1 и h 2 – толщины прокладки, верхней и нижней обкладок соответственно, мм (см. табл. 4.1).

Приближенные значения линейных сил тяжести элементов конвейера с резинотканевой лентой даны в табл. 4.2.

При проведении более точных расчетов величина q л определяется по формуле

q л = g ×ρ А × В, (4.3)

где g = 9,81 м / c2 – ускорение свободного падения;
r А – масса 1м2 ленты, кг / м2;
В – ширина ленты, м (принимают в соответствии с рекомендациями ГОСТ 20 – 85 или ТУ на конвейерные ленты).

Таблица 4.2

Приближенные значения погонной нагрузки резинотканевых
лент и роликов для конвейеров среднего типа

Ширина ленты В, мм Погонная нагрузка, Н/м
Ленты q л Роликов
рабочих q рр холостых q рх
       
       
       
       
       
       
       
       
       

В мощных конвейерах большой длины используются резинотросовые ленты (рис. 4.3, б), в которых тяговое усилие воспринимается стальными тросами 1, завулканизированными между резиновыми обкладками 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: