Понятие товара. Классификация товаров, её принципы, признаки и системы

Лекция №4 «Теоретические основы товароведения»

 

1. Понятие товара. Классификация товаров, её принципы, признаки и системы.

2. Виды классификации товаров, их ха­рактеристика. Международные и национальные товарные номенклатуры, их характеристика.

3. Кодирование товаров, назначение, принципы, виды кодирования.

4. Понятие о качестве товаров: основные требования к качеству, факторы качества, оценка уровня качества.

5. Потребительские и естественные свойства товаров.

6. Техническое нормирование и стандартизация товаров.

7. Оценка соответствия, сертификация и декларирование товаров.

 

Понятие товара. Классификация товаров, её принципы, признаки и системы.

 

Товар - это продукт труда, произведённый для продажи и, следовательно, с одной стороны, он имеет полезность, т.е. определённую потребительную стоимость, а с другой стороны - обладает свойствами, назовём их потребительскими, позволяющими выделить именно этот товар из совокупности других.

Определение товара по Ф. Котлеру:

Товар — это все, что может удовле­творить какие-нибудь потребности, поступило на рынок и имеет цену.

Это: физические предметы, услуги, люди, предприятия, виды деятельности, идеи.

Согласно Ф. Котлеру в товаре выделяют три уровня (рис.1):

 

Товар по замыслу

(идея, предназначение)

Товар в реальном исполнении

· - уровень качества

· - набор потребительских свойств

- специфическое оформление

- марочное название

- упаковка

Товар с подкреплением

предоставление дополнительных услуг

и выгод покупателю

 

 

Рис.1 Три уровня товара по Ф. Котлеру

 

Слово “классификация” происходит от латинских слов “ classic ” (разряд) и “ facere ” (делать).

Классификация - логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков.

Систематизация товаров только по одному признаку называется “группировкой”. Классификация отличается от простой группировки наличием нескольких взаимосвязанных ступеней распределения.

Классификация имеет большое значение в любой сфере человеческой деятельности, является мощным инструментом систематизации знаний об объекте исследования.

В связи с развитием технологии и индивидуализацией спроса номенклатура товаров постоянно увеличивается, поэтому рациональная организация маркетинговой и логистической деятельности невозможна без объединения товаров в укрупнённые группировки классификации.

Классификация в товароведении способствует упорядочению терминологии, облегчает изучение ассортимента товаров, определение их важнейших потребительских свойств.

Сведение многочисленной номенклатуры различных товаров к сравнительно небольшому количеству групп облегчает оценку рациональности ассортимента отдельных товарных групп, его соответствие спросу, позволяет прогнозировать тенденции развития ассортимента.

Классификация также позволяет выделять специфические особенности товарных групп, исследовать конкретные потребительские свойства этих групп, разрабатывать определённые нормативы качества, методы измерения и оценки его уровня.

Рациональная классификация товаров, группировка их по общности свойств обеспечивает установление оптимальных методов упаковки, условий хранения и транспортирования, режимов эксплуатации.

Непосредственно в торговле классификация товаров облегчает процесс товарооборота, используется при изучении покупательского спроса, при разработке каталогов.

В соответствии с классификационными признаками осуществляется учёт товаров, ведётся документация об их поступлении и реализации.

Наконец, классификация товаров обеспечивает создание системы кодирования товаров и, следовательно, позволяет широко использовать ЭВМ в торговых операциях, создавать системы автоматизированного управления в торговле.

Классификация обеспечивает распределение множества товаров по различным подразделениям по каким-либо общим признакам.

Класс и вид – являются одними из основных, базовых категорий классификации товаров.

Посуду, мебель, ткань относят к категории класса. Эти понятия стабильны во времени и практике товароведения.

Вид как категория также стабилен и не изменяется в течении длительного времени.

Он, как правило, представляет собой конечный продукт производства, который имеет назначение и название, отражающее его внешнюю особенность или внутреннее содержание.

Например, тарелку, стол, шёлк относят к категории вида.

В свою очередь, вид может подразделяться на более низшие позиции классификации - подвиды, разновидности, а разновидности - на артикулы в соответствии с размером, фасоном, особенностями конструкции, другими частными, более изменчивыми признаками.

Артикул - конкретная разновидность, тип товара с его цифровым или буквенным обозначением.

Важнейшей характеристикой товаров является ассортимент - соотношение и состав отдельных видов изделий в какой-либо группе товаров.

Различают промышленный ассортимент и торговый.

Промышленный ассортимент - это номенклатура продукции, выпускаемой отдельным предприятием, фирмой, концерном и т.д.

Торговый ассортимент - номенклатура товаров, находящихся в сфере обращения, в оптовой и розничной торговле.

В торговом ассортименте выделяют ассортимент товарной группы и ассортимент торгового предприятия.

Ассортимент товарной группы - это разновидности товаров, входящих в одну группу, но являющихся нередко продукцией различных производств: галантерея (металлическая, кожаная, текстильная).

Ассортимент торгового предприятия - товарные группы, реализуемые конкретно на этом предприятии (магазине, складе, базе). В универмаге, например, реализуются товары различных групп (одежда, обувь, культтовары и т.д.).

Ассортимент количественно характеризуется следующими показателями:

* структурой, т.е. количественным соотношением товарных групп, видов, разновидностей в товарообороте;

* широтой, т.е. количеством видов изделий определённого назначения;

* полнотой, т.е. количеством разновидностей товара внутри вида;

* устойчивостью, т.е. колебаниями его широты и полноты в течение определённого времени;

* степенью обновления ассортимента, связанной с периодом морального старения товара.

Как уже отмечалось выше, в основу классификации товаров заложены ведущие, характерные признаки.

Поскольку товары призваны удовлетворять определённые потребности, то их назначение является одним из ведущих признаков на всех уровнях классификации. С другой стороны, свойства товаров в большой степени определяются видом используемых исходных материалов, поэтому этот признак также является ведущим при выделении соответствующих товарных групп.

Важнейшим классификационным признаком в товароведении является назначение, т.е. основная функция товара.

По этому признаку классификации все товары подразделяют на две большие группы:

- производственные товары (для сферы производства) – средства производства;

- потребительские товары (для сферы потребления).

Производственные товары, в свою очередь, подразделяются на две группы:

- сырье, топливо и материалы (предметы труда);

- производственное оборудование (орудия труда).

Производственное оборудование: технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные средства общего пользования, конторское оборудование, которые используются предприятиями, организациями.

Рынок товаров производственного назначения имеет свои характерные параметры, свои каналы товародвижения, характеризуется небольшим числом покупателей, высоким требованием к сервисному обслуживанию.

Потребительские товары, или как их ещё традиционно называют товары народного потребления, в свою очередь подразделяются на две большие группы:

- непродовольственные товары;

- продовольственные товары.

Товары потребительского назначения необходимы для удовлетворения личных (семейных) потребностей (так называемые товары индивидуального потребления). Они подразделяются на товары длительного пользования (мебель, холодильники, автомобили и т.д.) и на товары краткосрочного пользования (продукты питания, парфюмерия, бытовая химия).

К потребительским товарам относятся и бытовые услуги.

Рисунок 2 Классификация товаров по назначению

 

Рынки потребительских товаров характеризуются массовым типом потребления, множественной конкуренцией. Их структура децентрализована. На этих рынках преобладают стандартные товары. Значительное влияние на покупательскую способность товара оказывает реклама.

Основными классификационными признаками производственно-технических товаров являются:

- назначение;

- происхождение (продукция металлургии, химической промышленности, машиностроения и т.д.);

- участие в производственном процессе (сырьё, топливо, энергия и т.д.),

- технология производства.

Для непродовольственных товаров характерными признаками являются:

- назначение,

- исходный материал,

- способ производства,

- особенности конструкции, размерные показатели, фасон, отделка и т.д.

Для продовольственных товаров существенными являются физико-химические особенности состава пищевой продукции.

 

Система классификации - совокупность методов и правил классификации и ее результат.

К системам классификации предъявляют следующие основные требования:

- достаточная емкость, гарантирующая учет всех объектов классификации;

- экономически оправданная глубина;

- обеспечение решения комплекса конкретных задач;

- гибкость, позволяющая расширять множества классифицируемых объектов, группировок и признаков, а также вносить изменения без нарушения структуры классификации;

- возможность сопряжения с другими классификациями объектов;

- согласованность с алгоритмами переработки информации средствами вычислительной техники при наибольшей эффективности;

- простота ведения классификатора и автоматизация основных процессов ведения.

В практике товароведения различают три системы классификации:

- иерархическую,

- фасетную,

- комбинированную.

Система классификации товаров с взаимосвязанными подразделениями, находящимися в определённой соподчинённости, называется иерархической.

Под иерархической системой классификации понимается такая классификация, между классификационными группировками которой установлено отношение подчинения (иерархии).

Она строится по следующему принципу: исходное множество объектов классификации делится сначала по некоторому выбранному признаку на крупные группировки, затем каждая группировка в соответствии с выбранным основанием деления разбивается на ряд последующих группировок, которые распадаются на более мелкие, постепенно конкретизируя объект или его свойства.

Классификация в данном случае начинается с наиболее существенного признака (назначение, материал, способ производства), который на низших ступенях иерархии всё более конкретизируется.

Высшие ступени характеризуются терминами “раздел”, “класс”; средние - “группа”, “вид”; низшие - “позиция”. Используются также вспомогательные термины: “укрупнённые разделы”, “подгруппы”, “подвиды”.

Наиболее существенными и сложными вопросами, возникающими при построении иерархической системы классификации, являются выбор системы признаков, применяемых в качестве основания деления, а также порядок их следования. При этом формируемые в группировки объекты должны иметь наибольшее количество одинаковых признаков.

Иерархическая система классификации характеризуется количеством ступеней классификации, глубиной, емкостью и гибкостью. Количество ступеней определяет глубину системы классификации, устанавливаемую в зависимости от степени необходимой конкретизации группировок и числа признаков, участвующих в решении соответствующих задач.

От глубины классификации и количества образованных на каждой ступени группировок зависит емкость.

Однако иерархическая система классификации имеет ряд общих недостатков, затрудняющих в некоторых случаях ее использование. Это прежде всего жесткость структуры, обусловленная фиксированностью признаков и порядком их следования. Вследствие этого изменение хотя бы одного признака ведет к перераспределению классификационных группировок. Поэтому в классификаторах, построенных по иерархической системе, должны предусматриваться значительные резервные емкости. Кроме того, иерархическая система классификации не дает возможность агрегировать объекты по любому заранее не предусмотренному произвольному сочетанию признаков.

 

Фасетная система классификации предусматривает разделение товаров на параллельные, отдельные, не зависящие друг от друга группы - фасеты, по одному из признаков в каждой из них.

Фасетная система классификации характеризуется тем, что множество объектов разделяется на независимые множества (классификационные группировки), обладающие определенными заданными признаками, необходимыми для решения конкретных задач.

При такой системе исходное множество объектов классификации имеет некоторый набор признаков, сформированных в параллельные независимые фасеты. Группировки при фасетной системе классификации образуются путем комбинаций значений признаков, взятых из соответствующих фасетов.

При построении фасетной системы классификации соблюдаются следующие основные правила:

· признаки, используемые в различных фасетах, не должны повторяться (принцип взаимного исключения фасетов);

· из всевозможных признаков, характеризующих множество объектов классификации, отбираются и фиксируются только существенные, обеспечивающие решение конкретных задач классификации.

Последовательность построения фасетной классификации практически такая же, как при построении иерархической, т.е. определяется множество объектов, выделяются основные признаки и группы признаков этого множества, и выбирается порядок следования групп признаков (фасетов) и признаков-характеристик.

Особенность фасетной системы классификации состоит в том, что подмножества формируются по принципу «от частного к общему», т.е. на основе различных наборов конкретных характеристик объекта формируются конкретные подмножества.

Основным преимуществом фасетной классификации является ее гибкость, которая позволяет систематизировать объекты по необходимому набору признаков и осуществлять информационный поиск по любому сочетанию фасетов. Однако она сложна для обработки больших объемов информации.

Эта система используется в торговой практике, она более простая и гибкая, но неконкретная и неполная, сложная для автоматизации учёта.

Комбинированная система классификации представляет собой сочетание иерархической и фасетной систем.

 

 

2. Виды классификации товаров, их ха­рактеристика. Международные и национальные товарные номенклатуры, их характеристика

 

В зависимости от цели используют следующие виды классификации товаров:

- экономико-статистическую,

- торгово-товароведную,

- стандартную.

Экономико-статистическая классификация представлена в Общегосударственном классификаторе промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).

ОКП входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь и введен в действие с 1 января 1997 года.

ОКП предназначен для создания единого информационного языка, обеспечивающего сопоставимость данных о продукции Республики Беларусь с учетом международных классификаций в системах автоматизированной обработки информации при кодировании промышленной и сельскохозяйственной продукции для решения следующих задач:

· создания государственной системы каталогизации продукции;

· предоставления информации о производимой в Республике Беларусь продукции в международные организации;

· организации связей в производственной сфере между производителями и потребителями продукции.

ОКП является аутентичным переводом «Статистической классификации продукции, производимой в странах ЕС» (СРА) и в настоящее время используется взамен «Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции».

В данном классификаторе представлена промышленная и сельскохозяйственная продукция, представляющая собой объект операций на внутреннем и международном рынках.

Коды ОКП представляются на различных технических нормативных правовых актах и документах (стандартах, технических условиях, сертификатах качества и т.д.).

В ОКП используется иерархический метод с шестью ступенями классификации и одной промежуточной ступенью.

Первая ступень - секция. Обозначается одной буквой латинского алфавита (от А до Q). Всего в классификаторе 17 секций.

Промежуточная ступень - подсекция. Обозначается двумя буквами латинского алфавита. Всего в классификаторе 31 подсекция.

Вторая ступень - раздел. Обозначается двузначным цифровым кодом. Всего в классификаторе 60 разделов.

Третья ступень - группа. Обозначается трехзначным цифровым кодом. Всего в классификаторе 221 группа.

Четвертая ступень - класс. Обозначается четырехзначным цифровым кодом. Всего в классификаторе 503 класса.

Пятая ступень - категория. Обозначается пятизначным цифровым кодом. Всего в классификаторе 946 категорий.

Шестая ступень - подкатегория. Обозначается шестизначным цифровым кодом.

Всего в классификаторе 2303 подкатегории.

Структура кодового обозначения товара по ОКП представляется в следующем виде:

XX X X X X

Код подкатегории

Код категории

Код класса

Код группы

Код раздела

 

Рис. 2. Структура кодового обозначения товара в системе ОКП

 

Пример кодирования товаров в соответствии с ОКП представлен на схеме (рис.3).

 
 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: