Классификация товаров производственного (промышленного) назначения

При классификации этих товаров обычно учитыва­ют участие данных товаров в производстве, а также их относительную ценность. Обычно выделяют:

— оборудование;

— сырье, материалы и готовые детали;

— полуфабрикаты;

— стационарные сооружения и вспомогательное обо­рудование;

— вспомогательные материалы и услуги.

Каждый род товаров подразделяется на классы. Класс товаров — это множество товаров, удовлет­воряющих обобщенные группы потребителей.

Род потребительских товаров делится на три клас­са:

— продовольственные товары;

— непродовольственные товары;

— медицинские товары.

В основу деления на классы положены также назна­чение и удовлетворяемые товарами потребности. На­пример, продовольственные товары, нередко называ­емые пищевыми продуктами, предназначены для удов­летворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органи­ческих ощущениях. Непродовольственные товары удовлетворяют разнообразные потребности: физиологи­ческие (защита от неблагоприятных внешних воздей­ствий окружающей среды), социальные и др. Меди­цинские товары предназначены для удовлетворения со­циальных потребностей в обеспечении здоровья чело­века.

Классы в зависимости от сырья и назначения делят­ся на:

— подклассы;

— группы;

— подгруппы;

— виды;

— разновидности.

Виды и разновидности могут иметь наименования: номинальные и марочные.

Подкласс товаров — это множество товаров, удов­летворяющих аналогичные группы потребностей, име­ющих определенные различия. Например, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» удовлетворяет физиологические потребности в специ­фических питательных веществах, присущих только этой группе — углеводах, растительных маслах, бел­ках, волокнах и т. п.

Группа товаров — это подмножество товаров, удов­летворяющих более специфичные группы потребностей. Это обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Например, подкласс «Пище­вые продукты растительного происхождения» подраз­деляется на плодоовощные, зерномучные и др.

Подгруппа товаров — это подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но от­личающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Например, группа кондитер­ских товаров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, которые различаются соотношением основных компонентов (сахара, муки и жиров).

Вид товаров — совокупность товаров, отличающих­ся индивидуальным назначением и идентификационны­ми признаками. Вид товаров как часть множества обя­зательно имеет общее назначение с более крупными структурными единицами, отличаясь от них индивиду­альным назначением. Довольно часто вид товаров рас­познают по внешнему виду, а вид пищевых продуктов

— дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. На­пример, карамель и конфеты отличаются внешним ви­дом и консистенцией (структурой). Они имеют общее назначение — должны удовлетворять потребность в ощущении приятного сладкого вкуса и индивидуальное

— потребность в разной консистенции.

Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частых признаков. Например, по содержанию начинки различают две раз­новидности карамели — леденцовая и с начинкой.

Наименование товаров — совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуаль­ными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть:

— номинальное;

— марочное.

Номинальное наименование — именное обобщен­ное название товара, выпускаемого изготовителями. На­пример, карамель «Театральная», конфеты «Маска», «Цитрон» и др.

Марочное наименование — индивидуальное назва­ние товара, выпускаемого определенным изготовителем. Например, обувь «Саламандра», игристое вино «Абрау Дюрсо».

Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики: ассортимент­ную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную сто­имость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сег­ментов потребителей и становится товаром.

Ассортиментная характеристика товаров — это со­вокупность отличительных видовых свойств и призна­ков товаров, определяющих их функциональное или социальное назначение. Успех любого торгового пред­приятия, его финансовое благополучие во многом зави­сят от правильного выбора товарной массы, то есть от грамотного формирования ассортимента. Ассортимент­ная характеристика определяет принципиальные раз­личия между товарами разных видов и наименований.

Термин «ассортимент» произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Набор товаров ограничивается их наименованиями, а сорта рассматриваются как гра­дации качества товаров одного вида.

Ассортимент товаров — это набор товаров, фор­мируемый по определенным признакам и удовлетворя­ющий разнообразные аналогичные и индивидуальные потребности.

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетаю­щихся по определенному признаку.

Основными группировочными признаками товаров в ассортименте являются:

— производственный;

— сырьевой;

— потребительский.

Товарная номенклатура — это перечень однород­ных или разнородных товаров общего назначения. На­пример: товарная номенклатура предприятий-изгото­вителей.

Очень немногие фирмы-изготовители предлагают рын­ку только лишь один товар. Как правило, они изготов­ляют и продают несколько товаров, а также могут ока­зывать различные услуги. Эти товары и услуги опреде­ляют товарную номенклатуру фирмы-изготовителя.

Товарная номенклатура — это совокупность всех производимых товаров (услуг), предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы, схожие по своим потребительским характеристикам или при­званные удовлетворять определенную потребность. Та­кие группы товаров называются ассортиментными груп­пами (например, для парфюмерно-косметической фир­мы — одеколон, духи, губная помада и т. д.).

Каждая ассортиментная группа состоит из отдель­ных ассортиментных позиций. Например, ассортимен­тная группа «Одеколон» может состоять из двух ассор­тиментных позиций: одеколон «Престиж» и одеколон «Маэстро».

Товарный ассортимент — совокупность всех ассор­тиментных групп, изготовляемых фирмой.

Он характеризуется:

— широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп);

— глубиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе);

— насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);

— гармоничностью (степенью близости товаров раз­личных ассортиментных групп с точки зрения их по­требителя или каких-то иных покупателей).

Товарная номенклатура — это перечень одно­родных и разнородных товаров общего или аналогич­ного назначения. Например, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназначенных для экспортно-им­портных операций. Например, номенклатура продук­ции, подлежащей подтверждению соответствия по по­казателям безопасности, предназначена для целей обя­зательной сертификации.

Ассортимент товаров и товарная номенклатура близ­ки между собой. Отличия заключаются в назначении. Ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей покупателей. Товарная номенклатура мо­жет иметь иное назначение и применяется для регла­ментирования определенной профессиональной деятель­ности или иной сферы применения. Профессиональная деятельность коммерсантов связана в основном с ассор­тиментом товаров. Поэтому в дальнейшем рассматри­ваются вопросы, относящиеся именно к ассортименту товаров.

Ассортимент товаров — совокупность их видов, раз­новидностей и сортов, объединенных или сочетающих­ся по определенному признаку.

Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребитель­ский.

Различают производственный (промышленный) и торговый ассортимент товаров.

Производственным (промышленным) ассортимен­том называют номенклатуру товаров, выпускаемых про­мышленными и сельскохозяйственными предприятия­ми, также другими изготовителями, исходя из их про­изводственных возможностей. Как правило, предприя­тие, производящее товары, выпускает ассортимент то­варов, который позволяет им внедрять передовую тех­нологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Однако выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей под­сортировке с учетом требований торговли, на предпри­ятиях которой сосредоточен широкий ассортимент то­варов, представляющий собой сочетание продукции, вы­рабатываемой самими различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимен­та, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магази­нах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый ассортимент представляет собой номенк­латуру товаров, подлежащих продаже в розничной тор­говой сети. Торговый ассортимент формируется с уче­том специализации предприятия торговли, материаль­но-технической базы и потребительского спроса. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные от­расли: продовольственные и непродовольственные то­вары. Каждая из отраслей делится на товарные груп­пы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ас­сортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т. д,

По потребительскому назначению товары подразде­ляют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и т. д.

Важным признаком классификации являются осо­бые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящие­ся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различаются то­вары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относятся товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, по­варенная соль, хозяйственное мыло и т. д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю класси­фикацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т. д.).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в которые входят однородные по признаку единства про­изводственного происхождения товары. Например, то­варная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви; группа посу­ды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфорофаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различ­ных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги — женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой ком­наты и т. д.). Внутри каждого вида товары могут отли­чаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассор­тимент — это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассор­тимент представляет собой детализацию группового ас­сортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связа­ны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется коли­чеством товарных групп и наименований, а глубина — количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализирован­ных магазинов состоит из большого количества разно­видностей соответствующих товаров и является более глубоким.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, раз­новидностей, марок, типов, наименований. В зависи­мости от широты охвата товаров различают следую­щие виды ассортимента:

— простой — набор товаров, состоящий из неболь­шого количества групп товаров, удовлетворяющих ог­раниченное число потребностей (например: товары по­вседневного спроса);

— сложный — набор товаров из большого количе­ства групп, видов, разновидностей, удовлетворяющий разнообразные потребности (например: в универмагах);

— групповой — набор однородных товаров, объеди­ненных общностью признаков (например: молочные, хлебобулочные, обувные, одежные и др.);

— видовой — набор товаров различных видов и наи­менований, удовлетворяющий аналогичные потребнос­ти (например: молоко пастеризованное, стерилизован­ное, сгущенное — ассортимент молока). Видовой ассор­тимент является составной частью группового ассорти­мента. К примеру, ассортимент молока как часть ас­сортимента молочных товаров;

— марочный — набор товаров одного вида мароч­ных наименований или относящихся к группе мароч­ных (например: престижные марки автомобилей, обу­ви, духов, марочных вин и др.);

— развернутый — набор товаров, включающий зна­чительное количество подгрупп, видов, разновиднос­тей, наименований (например: в магазинах аудио- и видеотехники продают три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, имеющие большое количество товаров разных классов сложности и торговых марок);

— сопутствующий — набор товаров, выполняющих вспомогательные функции (например: в обувном мага­зине — предметы ухода за обувью; в продовольственном магазине — мыло, спички, хозяйственные това­ры);

— смешанный — набор товаров разных групп, ви­дов, наименований, отличающихся большим разнооб­разием функционального назначения (например: в сель­ских магазинах, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами).

По степени удовлетворения потребностей разли­чают рациональный и оптимальный ассортимент. Ра­циональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потреб­ности. Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максималь­но полезным эффектом для потребителя.

В зависимости от характера потребностей ассорти­мент может быть:

— реальный — товар, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;

— прогнозируемый — ассортимент товаров, кото­рый может удовлетворить предлагаемые потребности:

— учебный ассортимент товаров, систематизирован­ный по определенным признакам для учебных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: