При классификации этих товаров обычно учитывают участие данных товаров в производстве, а также их относительную ценность. Обычно выделяют:
— оборудование;
— сырье, материалы и готовые детали;
— полуфабрикаты;
— стационарные сооружения и вспомогательное оборудование;
— вспомогательные материалы и услуги.
Каждый род товаров подразделяется на классы. Класс товаров — это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребителей.
Род потребительских товаров делится на три класса:
— продовольственные товары;
— непродовольственные товары;
— медицинские товары.
В основу деления на классы положены также назначение и удовлетворяемые товарами потребности. Например, продовольственные товары, нередко называемые пищевыми продуктами, предназначены для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органических ощущениях. Непродовольственные товары удовлетворяют разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др. Медицинские товары предназначены для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека.
|
|
Классы в зависимости от сырья и назначения делятся на:
— подклассы;
— группы;
— подгруппы;
— виды;
— разновидности.
Виды и разновидности могут иметь наименования: номинальные и марочные.
Подкласс товаров — это множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Например, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» удовлетворяет физиологические потребности в специфических питательных веществах, присущих только этой группе — углеводах, растительных маслах, белках, волокнах и т. п.
Группа товаров — это подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей. Это обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Например, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные и др.
Подгруппа товаров — это подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Например, группа кондитерских товаров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, которые различаются соотношением основных компонентов (сахара, муки и жиров).
Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными структурными единицами, отличаясь от них индивидуальным назначением. Довольно часто вид товаров распознают по внешнему виду, а вид пищевых продуктов
|
|
— дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Например, карамель и конфеты отличаются внешним видом и консистенцией (структурой). Они имеют общее назначение — должны удовлетворять потребность в ощущении приятного сладкого вкуса и индивидуальное
— потребность в разной консистенции.
Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частых признаков. Например, по содержанию начинки различают две разновидности карамели — леденцовая и с начинкой.
Наименование товаров — совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть:
— номинальное;
— марочное.
Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого изготовителями. Например, карамель «Театральная», конфеты «Маска», «Цитрон» и др.
Марочное наименование — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Например, обувь «Саламандра», игристое вино «Абрау Дюрсо».
Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.
Ассортиментная характеристика товаров — это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное или социальное назначение. Успех любого торгового предприятия, его финансовое благополучие во многом зависят от правильного выбора товарной массы, то есть от грамотного формирования ассортимента. Ассортиментная характеристика определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Термин «ассортимент» произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Набор товаров ограничивается их наименованиями, а сорта рассматриваются как градации качества товаров одного вида.
Ассортимент товаров — это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные аналогичные и индивидуальные потребности.
Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Основными группировочными признаками товаров в ассортименте являются:
— производственный;
— сырьевой;
— потребительский.
Товарная номенклатура — это перечень однородных или разнородных товаров общего назначения. Например: товарная номенклатура предприятий-изготовителей.
Очень немногие фирмы-изготовители предлагают рынку только лишь один товар. Как правило, они изготовляют и продают несколько товаров, а также могут оказывать различные услуги. Эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы-изготовителя.
Товарная номенклатура — это совокупность всех производимых товаров (услуг), предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы, схожие по своим потребительским характеристикам или призванные удовлетворять определенную потребность. Такие группы товаров называются ассортиментными группами (например, для парфюмерно-косметической фирмы — одеколон, духи, губная помада и т. д.).
|
|
Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций. Например, ассортиментная группа «Одеколон» может состоять из двух ассортиментных позиций: одеколон «Престиж» и одеколон «Маэстро».
Товарный ассортимент — совокупность всех ассортиментных групп, изготовляемых фирмой.
Он характеризуется:
— широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп);
— глубиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе);
— насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);
— гармоничностью (степенью близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных покупателей).
Товарная номенклатура — это перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Например, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназначенных для экспортно-импортных операций. Например, номенклатура продукции, подлежащей подтверждению соответствия по показателям безопасности, предназначена для целей обязательной сертификации.
Ассортимент товаров и товарная номенклатура близки между собой. Отличия заключаются в назначении. Ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей покупателей. Товарная номенклатура может иметь иное назначение и применяется для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения. Профессиональная деятельность коммерсантов связана в основном с ассортиментом товаров. Поэтому в дальнейшем рассматриваются вопросы, относящиеся именно к ассортименту товаров.
Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.
|
|
Различают производственный (промышленный) и торговый ассортимент товаров.
Производственным (промышленным) ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, также другими изготовителями, исходя из их производственных возможностей. Как правило, предприятие, производящее товары, выпускает ассортимент товаров, который позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Однако выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самими различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Торговый ассортимент формируется с учетом специализации предприятия торговли, материально-технической базы и потребительского спроса. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).
В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т. д,
По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и т. д.
Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.
С учетом сложности ассортимента различаются товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относятся товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т. д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т. д.).
Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в которые входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви; группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфорофаянсовой посуды.
Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги — женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой комнаты и т. д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяться на разновидности.
С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент — это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина — количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:
— простой — набор товаров, состоящий из небольшого количества групп товаров, удовлетворяющих ограниченное число потребностей (например: товары повседневного спроса);
— сложный — набор товаров из большого количества групп, видов, разновидностей, удовлетворяющий разнообразные потребности (например: в универмагах);
— групповой — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков (например: молочные, хлебобулочные, обувные, одежные и др.);
— видовой — набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности (например: молоко пастеризованное, стерилизованное, сгущенное — ассортимент молока). Видовой ассортимент является составной частью группового ассортимента. К примеру, ассортимент молока как часть ассортимента молочных товаров;
— марочный — набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных (например: престижные марки автомобилей, обуви, духов, марочных вин и др.);
— развернутый — набор товаров, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований (например: в магазинах аудио- и видеотехники продают три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, имеющие большое количество товаров разных классов сложности и торговых марок);
— сопутствующий — набор товаров, выполняющих вспомогательные функции (например: в обувном магазине — предметы ухода за обувью; в продовольственном магазине — мыло, спички, хозяйственные товары);
— смешанный — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (например: в сельских магазинах, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами).
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности. Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:
— реальный — товар, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
— прогнозируемый — ассортимент товаров, который может удовлетворить предлагаемые потребности:
— учебный ассортимент товаров, систематизированный по определенным признакам для учебных целей.