Вытеснение

Лапланш / Понталис:

А) В узком смысле слова - действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований.

Вытеснение наглядно выступает при истерии, но играет роль и при других душевных расстройствах, равно как и в нормальной психике. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики.

Б) В более широком смысле слова “вытеснение” у Фрейда иногда близко к защите: во-первых, потому что вытеснение в значении А присутствует, хотя бы временно, во многих сложных защитных процессах: во-вторых, потому что теоретическая модель вытеснения была для Фрейда прообразом др. защитных механизмов.

Термин “защита” впервые появился в 1894 г. в работе З.Фрейда “Защитные невропсихозы” и был использован в ряде последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже термин был оставлен и заменен на “вытеснение” в качестве синонима общей концепции “защиты”.

В 1905 г. Фрейд сообщает, что с начала века он начал использовать в своих работах термин “вытеснение” вместо “защита”, сохранив при этом такие выражения как “защитная борьба”. В результате терминология психоанализа утратила свою однозначность, и длительное время отношения между двумя понятиями оставались неопределенными.

С одной стороны, вытеснение чаще является элементом защитного механизма, но - с другой стороны, само представляет собой защитный механизм, точнее определенную защитой судьбу влечения. Говоря о вытеснении в узком смысле, имеют в виду душевный процесс, посредством которого человек пытается сделать бессознательными или же удержаться от осознания представлений, связанных с влечением (мысли, образы, воспоминания). Максимально упрощенно это можно выразить таким образом, -это процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея становятся бессознательными. Дериваты влечений вытесняются, когда индивид не может осудить их – либо оттого, что его Я слишком слабо (ребенок), либо оттого, что цензура действуя через Сверх-Я или Идеал-Я, не позволяет сознанию переработать соответствующие представления. Душевные процессы при этом никуда не исчезают, хотя и не становятся достоянием сознания. “Теория вытеснения - это краеугольный камень, на котором зиждется все здание психоанализа” (“Очерки истории психоанализа”, 1914). Суть вытеснения в том, что душевные процессы никуда не исчезают, хотя и не становятся достоянием сознания.

Фрейд различал первичное вытеснение, с помощью которого предотвращается первоначальное проявление инстинктивного импульса (содержание, которое никогда не осознавалось). Вторичное - с помощью которого производные и скрытые проявления импульса удерживаются в подсознании (т. н. “собственно вытесненное”, что однажды было осознаваемым, но подверглось вытеснению). “Возвращение вытесненного” заключается в непроизвольном проникновении в сознание неприемлемых производных первичного импульса (ошибочные действия, симптомы). Периодически дериваты вытесненного материала то разряжаются, вытесняются. Поскольку само влечение, строго говоря, вытеснить нельзя (т.к. оно выражает потребности, внутренне присущие организму), то вытесняются только его «репрезентанты», - т.е., связанные с ним представления и фантазии (это «первичное вытеснение» касается лишь такого рода «репрезентантов»). Оно продолжает действовать в бессознательном и постоянно выявляет новые связи, которые постигает та же участь. Поскольку в бессознательном вытесненные репрезентанты влечений могут развиваться беспрепятственно, их выражение приобретает порой крайние формы, свидетельствующие об исключительной силе влечений (либо слабости Я).

В процессе психоаналитического лечения благодаря методу свободных ассоциаций пациент постоянно продуцирует «дериваты вытесненного», которые пропускаются цензурой в сознание из-за их несходства с вызывающими защиту репрезентантами влечений или вследствие их искажения. Невротические симптомы Фрейд также считает дериватами вытесненного, которое, стремясь выйти наружу, использует и такой путь.

Следствием первичного вытеснения является фиксация. Влечение и его исходные детские репрезентанты сохраняют между собой связь и пребывают в бессознательном, пока не прекратится вытеснение.

В качестве примеров того, как Фрейд понимал вытеснение, покажем его связь с тремя основными психоневрозами.

1. При истерии страха, например зоофобии, вытесняется либидинозная фиксация по отношению к отцу. Отец исчез в сознании как объект либидо, и его место заняло животное, перед которым больная испытывала инстинктивный страх. Этот страх - как бы сигнал тревоги для Я, чтобы Я могло защититься от репрезентантов соответствующего влечения и связанных с ним представлений. Животное представляет собой приемлемый для цензуры искаженный образ отца. Важно то, что вытеснение осуществляет здесь свое биологическое назначение весьма несовершенным образом. Вытеснение не может устранить неудовольствие, оно лишь подменяет первичные репрезентанты влечения другими представлениями.

2. При конверсионной истерии вытесняется аффект. Репрезентанты влечения полностью выводятся из сознания, а формой их замещения является конверсионный симптом, например паралич. Конверсионная истерия, как еще замечал Шарко, может протекать при полном безразличии (т.е., без страха). Здесь в отличие от истерии страха, процесс вытеснения заключается, прежде всего, в образовании симптома. Для его поддержания «дальнейшее вытеснение» не требуется.

3. Неврозы навязчивых состояний чаще всего связаны с подавленной враждебностью к лицу, ухаживающему за ребенком – матери, отцу. Здесь симптомом служит изменение Я, выражающееся в повышенной добросовестности, обусловленной, вероятно, двойственным характером вытесненных импульсов, которые требуют пристального наблюдения за деятельностью Я. При этом первичная амбивалетность переносится на незначительные мелочи, которым теперь уделяется чрезмерное внимание. Здесь изменению Я часто сопутствует формирование определенной реакции на бессознательный импульс (напр., вытеснив стремление зарезать собственную мать, человек начинает избегать острых предметов).

В первой, топографической модели Фрейдом были выделены системы БСЗ – ПСЗ –СЗ, причем бессознательное означало одновременно вытесненное. Среди влечений Фрейд выделяет, прежде всего, сексуальные и влечения Я (что соответствует противопоставлению – «сохранение вида – самосохранение»).

Во второй топике Фрейд описывает Оно (как место влечений), Я (как систему управления, действующую с учетом реальности) и Сверх-Я (как систему интернализованного социального контроля). Оно, некоторые части Я и Сверх-Я являются бессознательными. Задача Я – уклониться от несовместимых с реальностью импульсов, которые исходят от Оно; для этого Я прибегает к механизмам защиты. В комментариях к книге А.Фрейд Фрейд писал: “Я никогда не сомневался в том, что вытеснение - это не единственный прием, посредством которого Я может осуществлять свои намерения. Однако вытеснение отличается своеобразием, поскольку оно четче отграничено от др. механизмов, нежели др. механизмы друг от друга”.

По мере развития психологии Я в центр внимания попадает то один, то другой тип защитного механизма. В 1926 г. Фрейд пришел к более специфичной точке зрения и классифицировал вытеснение наряду с др. защитными механизмами. Он впервые описал в общих чертах связь каждой формы неврозов с тем или иным видом защиты. Так, вытеснение типично для истерических неврозов; при их анализе совершенно бессознательные воспоминания, как правило, оживают в виде драматических сцен. Другими защитными механизмами, которые уже описал Фрейд, являются регрессия (возвращение на низшие ступни развития либидо – обманутая любимым девушка, может защититься от вновь нахлынувших сексуальных желаний тем, что много ест) и реактивные изменения Я, реактивные образования. Они часто встречаются при неврозах навязчивых состояний.

Вытеснение и прочие защитные механизмы являются с одной стороны, необходимыми регуляторами душевного гомеостаза. Если они отсутствуют или недостаточно развиты, как это имеет место у больных с психотическими реакциями, появляется опасность «затопления» и дезинтеграции Я. С другой стороны, за услуги, оказываемые этими механизмами, Я дорого расплачивается. Фрейд мало верил в то, что Я может полностью обойтись без защитных механизмов. А.Фрейд считала это невозможным из-за того, что Я вынуждено преодолевать страх не только перед внешним миром (страхом реальности) и перед Сверх-Я (страхом совести), но и перед силами влечений. Динамические издержки на поддержание работы защитных механизмов и сопровождающие их ограничения Я оказываются тяжелым грузом для психического гомеостаза.

Защитные механизмы, которые некогда помогали выжить неокрепшему Я ребенка, позже никуда не исчезают, они укореняются в Я, превращаясь в устойчивые формы реагирования. Я взрослого. Более того, чтобы оправдать фиксации в Я, человек бессознательно создает ситуации, воспроизводящие изначальную опасность. Поэтому «легко понять, как защитные механизмы, благодаря все более ощутимому отчуждению от внешнего мира и продолжающемуся ослаблению Я, готовят почву для неврозов и способствуют их возникновению».

А. Фрейд считает, что вытеснение занимает уникальное место в сравнении с др. защитными механизмами. В количественном измерении вытеснение несет большую нагрузку и фактически способно регулировать наиболее сильные инстинктивные побуждения. Однако, оно несет в себе и опасность: “Диссоциация Эго влечет выпадение из сознания целой области инстинктивной и аффективной жизни, что может разрушить единство личности полностью и окончательно. Т. о., вытеснение становится основой формирования компромисса и невроза. Последствия других защитных методов не менее серьезны, но даже в острой форме они в большей мере сохраняют личность в пределах нормы”.

В круг задач аналитической терапии входит, в частности, корректировка такого рода болезненных форм защиты, т.е. устранение лежащих в их основе вытеснений и замена их суждениями, соответствующими реальности. Поэтому психоанализ является методом историческим в самом широком смысле слов. В реакциях переноса пациента констеллируется вся его жизнь. Она «вспоминается, повторяется и перерабатывается» до тех пор, пока Я не станет способным в значительной мере дистанцироваться от приобретенных в детстве вытеснений и форм защиты.

Речь идет не о том, что человек в итоге достигает идеального состояния «свободы от вытеснения»; можно лишь сказать, как сказал однажды Фрейд, превратить невротическую убогость в обычное страдание, в реалистический спор с неизбежными ограничениями и конфликтами. Это означает, что изменяются вытесняющие инстанции: Сверх-Я смягчает свои требования и идеальные притязания.

Процесс вытеснения невозможно понять только изнутри души, у него есть и групповой аспект. На ранних стадиях развития Я (Малер, Спитц, Эриксон) первые объектные отношения определяют какие части еще нерасчлененного единства Оно и Я будут развиваться, а какие нет. Индивидуальные особенности процессов вытеснения отражают характер первичной группы, поддерживающей одни потребности ребенка и отвергающей другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: