Формирование реакции (реактивное образование)

Лапланш / Понталис: Психологическая установка или привычка, представляющие собой нечто противоположное вытесненному желанию, реакцию на него (напр., стыд в противоположность эксгибиционистким наклонностям).

В самых первых описания невроза навязчивости Фрейд выявил особый психический механизм, роль которого заключается в борьбе с мучительным представлением и подмене его “противосимптомом”. При неврозе навязчивости реактивные образования воплощаются в тех или иных чертах характера, изменениях Я. Феничел пишет: “Субъект, у которого сложились реактивные образования, не испытывает потребности в защите от возможной угрозы влечений; структуры его личности уже претерпели определенные изменения и теперь функционируют так, как если бы эта опасность существовала всегда; он постоянно готов к опасности, когда бы она не возникла”.

Формирование реакции рассматривается в классической теории как обсессивная защита, и обычно считается, что бессознательный, отвергаемый импульс выживает в своей изначальной инфантильной форме. Реактивные образования особенно очевидны в “анальном характере”. Фактически в каждом конкретном реактивном образовании проявляется влечение, от которого субъект пытается защититься. Разве домохозяйка, одержимая чистотой, не сосредоточена целиком на грязи и пыли? Разве юрист, который с крайней придирчивостью блюдет равенство людей перед законом, не проявляет тем самым безразличие к реальным проблемам защиты тех, кто обратился к нему за помощью, и не потакает - под маской добродетели - своим садистким наклонностям?

Феничел отличает реактивное образование от сублимации на основе приоритета подавления исходных побуждений перед их разрядкой. Реактивное образование также уменьшает эффективность функционирования Эго, тогда как сублимация ее увеличивает. Феничел приводит иллюстрацию с двумя детьми, которые пытаются преодолеть анальное побуждение к пачкотне в различной манере письма. Тот у кого сублимация оказалась успешной, хорошо овладевает письмом и наслаждается этой деятельностью; при возобладании реактивного образования обучение письму происходит в очень тщательной, скованной манере. Сходным образом, ребенок наслаждающийся игрой с грязью, сублимирует свои побуждения посредством рисования, занятия скульптурой, приготовления пищи; преобладание механизма реактивного образования приведет его к крайне й чистоплотности и опрятности.

Фрейд подчеркивал роль реактивных образований, наряду с сублимацией в становлении человеческих характеров и добродетелей. Вводя понятие сверх-Я, Фрейд отмечал, что в его возникновении важную роль играет механизм реактивных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: