Милетская школа философов

Милетская школа – Первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Возникла в V веке до нашей эры в г. Милете, в Ионии.

Первым из древнегреческих мыслителей, который в своих размышлениях обратился к осмыслению бытия, является Фалес. О н впервые поставил вопрос «Что есть все?» И его утверждение о том, что всё состоит из воды. Это по сути и положило начало философского исследования, так как явилось первым немифологическим ответом на вопрос: «Из чего всё происходит?» Постановка и попытка ответа на этот вопрос свидетельствовала о том, что размышления древнегреческих мыслителей обратились к поиску начала всего сущего, что, является определением категории бытия.

По Фалесу, вода является основой мира, потому что как показывает наблюдение, все рождается из семени, а семя влажное.

Традиция требует, чтобы после Фалеса мы обратились к рассмотрению философских взглядов Анаксимандра. Он является первооткрывателем совершенно иного подхода к осмыслению категории бытия в древнегреческой философии.
Для обозначения всего сущего ввел понятие «апейрон». Апейрон – это вещественное начало, лишенное границ, то есть без качественных характеристик и количественно безграничное. Апейрон – основа всего сущего и всем управляет, поэтому Анаксимандр назвал его «божественным».
Анаксимандр считал, что природа и мир существуют объективно, а не созданы кем-то. Живое зародилось из ила под воздецствием солнцного тепла и пребывание в постоянной эволюции.
Применяемый им метод можно назвать математическим, в силу абстрактности его бесконечного. Апейрон носит сильно выраженный физический характер, поскольку оно есть то же, что все предметы. Его бесконечное, оно не обращено у него в символ, а есть просто термин для обозначения первичного факта бытия»

Анаксимен не был согласен в Фалесом, что началом всего является вода. Он чувствовал в себе самом присутствие чего-то такого, что двигало им, чего-то высшего, нежели он сам, невидимого. Это нечто слилось в сознании философа с понятием Жизнь. В качестве её материального определения Анаксимен избрал воздух, поскольку этой стихии была, по его мнению, присуща способность находиться как внутри, так и снаружи, а также способность постоянно двигаться, распространяться в бесконечность, быть незаметным. К этому следует добавить, что, по представлению древних, душа совпадает с дыханием, что ещё больше связывало воздух и жизнь.

Идеи Анаксимена развил другой ионийский философ - Диоген из Аполлонии. Поражённый отождествлением воздуха и жизни, он стал двигаться в том же направлении, пытаясь ответить на вопрос: «Вследствие какой своей особенности воздух есть начало всего сущего?» Ответом на этот вопрос стало предположение, что этой стихии изначально присуща жизненная (духовная) сила, распространяемая во всём. На воздушное первоначало Диоген распространил понятие разумности, так как для древних дыхание и душа были явлениями равнозначными.

Завершая разбор философских представлений четырех вышеуказанных мыслителей, следует сказать, что в поисках первовещества каждый из них прибегал к физическому методу, то есть искал реально существующую стихию, способную к порождению всего сущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: