Пифагор и его школа

Вслед за Милетской школой в Древней Греции начинают возникать и другие философские школы. Пифагорейская школа появилась в 580 г до н. э. И просуществовала до 500 года до н.э.

Продолжение использования математического метода мы находим в философских воззрениях пифагорейцев. Пифагор придавал больше значение числу. Он видел начало всех вещей в числах, например ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся релаьность кажется образом чисел. Поэтому Число он называл началом всего сущего.

Элейская школа

Школа получила свое название от города Элей – греческой коллонии в Южной Италии, откуда происходили основные ее представители – Ксенофан, Парменид, Зенон.

Новизна философской позиции элеатов заключалась в существенном различии между мышлением и чувственностью, а соответственно между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это представление несло за собой совершенно новое понимание категории бытия.

Ксенофан – основатель школы элеатов. Первоначалом мира он считал землю, полагая, что все рождается из земли и все уходит в землю после смерти.

Особенно хорошо особенность элейской школы представлена в творчестве Парменида. По его мнению, бытие не меняется, оно не возникло и никогда не погибнет, так как оно вечно. Оно есть то, что охватывается мыслью. Небытие не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить, поэтому нельзя одновременно признавать бытие и небытие.

Гераклит Эфесский

Знаменитый греческий философ Гераклит происходил из города Эфес, расположенном на том же ионийском побережье, что и Милет. Предание гласит, что его непосредственным учителем был Ксенофан, предшественник элеатов.

Подобно элеатам, Гераклит также исходил из размышлений о природе, которую он также понимал как единое целое, которое как таковое никогда не возникло и никогда не погибнет. Он считал основой, первоначалом всего огонь. Космос есть и будет вечно живым огнем, то сгорающим, то потухающим. Огонь как основа мироздания вечен и претерпевает ряд превращений. И это беспрерывное движение произвело на него настолько сильное впечатление, что он объявил его той самой последней сущностью вещей, которую так долго искали древнегреческие философы. Будучи ионийцем, Гераклит выбрал огонь той материальной стихией, которая по всем своим качествам соответствует этой сущности: предельный динамизм, наименьшая устойчивость и так далее.

Гераклит, в силу своих представлений о едином, - первый греческий диалектик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: