Одним из важнейших направлений при изучении ситуации на предприятии является анализ численности работников предприятий, структуры рабочей силы по различным направлениям, а также движения и использования рабочей силы на предприятиях. От характеристик рабочей силы, качества труда и уровня жизни наиболее мобильной части населения во многом зависит социальная и экономическая стабильность общества.
Численность работников предприятия может быть выражена моментными (на определенную дату) и интервальными (средними за период) показателями. В зависимости от решаемых задач при анализе используются разные показатели численности: списочная, явочная и число фактически работавших. Все три показателя рассчитываются по категории рабочих; по остальным категориям работников определяется списочное число.
Списочное число характеризует численность всех работников, принятых на постоянную, сезонную или временную работу на один день и более. В списочный состав работники включаются со дня их зачисления на работу.
|
|
Явочное число показывает, сколько человек из числа состоящих в списке явилось на работу.
Число фактически работающих характеризует, сколько человек из числа явившихся приступило к работе. Расхождение между числом явившихся и числом фактически работавших объясняется наличием целодневных простоев.
Для оценки численности работников за период определяются показатели средней численности работников.
Среднее списочное число работников используется также для оценки производительности труда, средней заработной платы, фондовооруженности труда и других показателей.
Средняя списочная численность определяется следующим образом:
(2.11)
Где — число календарных дней в периоде
Средняя списочная численность работников может быть рассчитана и по данным балансов рабочего времени
(2.12)
где — среднесписочная численность работников;
— сумма человеко-дней явок и неявок на работу по всем причинам соответственно.
Движение рабочей силы характеризует перераспределение рабочей силы и структурные изменения в ее профессиональном составе и видах занятий.
Основными источниками информации о движении рабочей силы являются отчетность предприятий и организаций по труду и обследования домашних хозяйств по проблемам занятости.
Движение рабочей силы изучается при помощи системы показателей, включающих как абсолютные, так и относительные величины (коэффициенты). Объемные показатели характеризуют численность лиц, входящих и выбывающих из категории рабочей силы, принятых и уволенных на предприятиях различных форм собственности, отраслей и т.д.
|
|
Относительные показатели
характеризуют структуру и динамику изменения различных категорий работников, интенсивность по приему и увольнению, текучесть рабочей силы, постоянство кадров и т.д.
Для оценки интенсивности движения работников используются следующие относительные показатели.
Коэффициент оборота по приему
Коэффициент оборота по увольнению
Коэффициент текучести рабочей силы
•
Излишний оборот по увольнению характеризует численность работников, уволенных по причинам, связанным с текучестью рабочей силы.
Коэффициент замещения рабочей силы
Коэффициент постоянства состава
Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести кадров и абсентизма.
Текучесть является одной из наиболее распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по собственному желанию, так и увольнение по инициативе администрации в связи с прогулами работников, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и пр.
В этой связи представляется правомерным рассматривать текучесть кадров как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.д.) — так называемая «активная» текучесть, и неудовлетворенностью организации данным работником (его недисциплинированностью, систематическим невыполнением обязанностей без уважительных причин и т.д.) — «пассивная» текучесть.
В любом случае текучестьдовольно дорого обходится каждой организации и обществу в целом. Издержки на текучесть включают: (а) потери, вызванные простоями оборудования вследствие образования пустующих рабочих мест, снижением качества производимой продукции, ухудшением обслуживания оборудования и выработки работников перед их уходом из организации; (б) потери из-за пониженной производительности труда в период адаптации на новом рабочем месте, временного отсутствия перемещающихся работников
в сфере общественного труда; (в) растущие затраты на выплату пособий по безработице, выходных пособий; (г) излишние затраты на набор, отбор и подготовку персонала, оформление приема и увольнения работников.
В то же время к текучести нельзя подходить однозначно, поскольку процесс текучести кадров выполняет ряд важных позитивных функций: межотраслевого и территориального перераспределения рабочей силы, квалификационно-профессионального продвижения кадров, обслуживания внешних и внутренних трудовых перемещений, вызванных техническим прогрессом.
Кроме того, полное отсутствие трудовых перемещений в организации, втом числе и текучести, приводит к «окостенению» структуры коллектива.
Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период).
Организации могут снизить уровень текучести с помощью следующих мер: улучшение организации труда и производства, сокращение монотонного, малоквалифицированного труда, оздоровление условий труда, устранение несоответствия содержания труда на рабочем месте квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников, организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации, улучшение жилищных и других бытовых условий, совершенствование оплаты и стимулирования труда, специальные меры по адаптации молодых работников.
Важно определить мотивы текучести — непосредственные причины увольнений отдельных работников или профессиональных групп, которые можно сгруппировать следующим образом:
|
|
неудовлетворенность производственно-экономическими условиями (условиями и организацией труда, режимом работы, размером заработка, отсутствием возможностей для повышения образования и квалификации);
неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями (жильем, культурным и медицинским обслуживанием, обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями, транспортом и др.);
мотивы личного характера (вступление в брак, рождение ребенка
и др.);
прочие мотивы.
Изучение мотивов текучести возможно осуществить с помощью интервью или анкетирования увольняющихся работников.
Примерная схема анкеты по изучения мотивов текучести представлена ниже.
Анкета по изучению причин текучести
1. Удовлетворяет ли Вас в нашей организации:
а) организация труда и рабочего места
б) условия труда и отдыха
в) система материального и морального поощрения
г) организация бытового обслуживания
д) организация досуга работников.
2. В нашей организации Вы работали по своей специальности?
3. Были ли у Вас перспективы должностного или профессионального роста в нашей организации?
4. Сколько раз за последние 5 лет Вас повышали:
а) в должности
б) в окладе
в) в категории (разряде).
5. Каковы Ваши взаимоотношения:
а) с коллегами по работе
б) с непосредственным начальником
в) с руководством организации.
6. Как далеко Вы проживаете от нашей организации?
7. Каковы Ваши жилищные условия?
8. В какую организацию Вы уходите?
а) другой (нашей) отрасли
б) государственную (негосударственную)
9. Что привлекло Вас в организации, куда Вы уходите?
10. Ваше решение об увольнении окончательное или Вы могли бы остаться на определенных условиях?
Показатели текучести внутренне коррелируют с показателями абсентизма — количеством самовольных невыходов работников на работу.
Стандартные формулы для расчета абсентизма следующие:
или , (85)
где — число рабочих дней, потерянных за определенный период из-за отсутствия на работе;
— число рабочих дней;
— среднее число работников;
|
|
— общее число пропущенных часов;
— общее число рабочих часов по графику.
Абсентизм приводит к значительным издержкам, которые вклкь чают в себя: (а) ряд выплат, обязательных вне зависимости от фактического присутствия работника на рабочем месте; (б) оплату сверхурочных работ работнику, заменяющему отсутствующего; (в) потери, связанные с простоями оборудования, падением производительности труда и т.п.
С текучестью и абсентизмом тесно связаны и такие косвенные формы оценок, как жалобы и недовольство, выраженные каким-либо образом.
Недовольство — это выражение в любой форме неудовлетворенности или критики со стороны работника в адрес менеджера.
Жалоба — это недовольство, представленное в устной или письменной форме руководству.
Структуризация характеристик персонала позволяет разработать перспективную модель человеческих ресурсов в соответствии с поставленными стратегическими целями и инновационными задачами. Например, социально-демографическая структура характеризует такие показатели, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, потребности, мотивы. Для определения перспектив развития и оценки состояния человеческих ресурсов недостаточно знать абсолютные количественные показатели, характеризующие, например, контингент мужчин и женщин, средний возраст сотрудников и т.д. Такие показатели не являются достаточно информативными, поэтому возникает проблема структурирования и регулирования соотношений отдельных групп в организации. Более продуктивным является переход к относительным показателям, определяющим удельный вес одной из групп работников по отношению к их общей численности.