С. Прокофьев. Токката (схема)

и хроматических, например [c]-d-dis-[e] (в кружках — аккордо­вые звуки).

В подавляющем большинстве случаев проходящие строго ограни­чены рамками аккордовых звуков (как одинарные, так и групповые) (пример 27).

Но иногда применяются и прерываемые проходящие, когда целе­вой звук достигается не непосредственно после направленного к нему проходящего, а после отвлечения от прямого пути (посредством встав­ки аккордового либо неаккордового звука) (пример 28).

В примере 28А прерывание облегчается допустимостью функции звука b 1 как сексты в тонике.

Крайне редко, но все же встречается отсутствие исходного аккор­дового звука, то есть начало линии проходящих звуков сразу с неак­кордового звука. Однако в этом случае требуется специальное обо­снование самой его возможности (здесь — возможность четырех­звучной тоники d-moll d-f-a-b)(пример 29).

Проходящие могут быть групповыми — двойными, тройными, четверными и более многозвучными (пример 30).

Полноаккордовые проходящие при однонаправленности движе­ния образуют параллелизм аккордов. Качество проходящего звука претворяется в особого рода функцию — функцию проходящих ак­кордов (см., например, начало главной партии I части сонаты Бетхо­вена ор. 81а; вступление к песне Марфы «Исходила младешенька» из «Хованщины» Мусоргского).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: