Сложившаяся в мире ситуация в области оценки образовательных достижений, коренные изменения, происходящие в данной области в настоящее время, требуют разработки стратегии организации системы контроля за результатами обучения, учитывающей основные мировые тенденции. Это позволит при создании системы тестирования в России избежать кризисной ситуации, появление которой можно ожидать в ближайшие 7-10 лет, если не будут предприняты шаги по преодолению основных проблем, о которых говорилось выше.
Наличие большого разнообразия организационно-технологического обеспечения зарубежных систем тестирования свидетельствует о необходимости очень осторожного подхода к использованию зарубежного опыта и его адаптации к особенностям нашей страны при создании системы оценки качества образования, включающей систему тестирования. Данный опыт позволяет оценить ситуацию в стране в международном контексте и высказать предложения о направлениях развития, которые бы не копировали ту или иную систему, а учитывали положительные и отрицательные мировые тенденции при принятии ответственных решений.
|
|
В России следует решить целый комплекс задач, основными из которых являются содержательные и организационные аспекты использования тестирования как измерения образовательных результатов.:
В образовательных стандартах желательно устранить существующий дисбаланс между описанием содержательной номенклатуры и педагогическими требованиями к уровню подготовки школьников. Переместить акценты в главных нормативных документах от перечисления конкретных фактов и оценок к тому, что должен уметь делать (мысленно, в воображении, руками и т.д.) школьник того или иного возраста, прошедший определенный этап изучения математики, химии, истории и т.д.
Основным объектом нормирования в документах, в том или ином виде содержащих образовательные стандарты, должны стать достижения школьников разных возрастных групп в сфере учебной деятельности (умения и навыки, соотнесенные с изучаемым материалом). Знания в современном мире быстро устаревают, а умения логически мыслить, работать с информацией, анализировать, сравнивать и т.д. остаются.
От тестов с машинной обработкой результатов (основной тип вопросов – закрытие, с выбором ответа, число проверяемых элементов подготовки школьников при этом ограничено) необходимо перейти к комплексным тестам, охватывающим все составляющие подготовки школьников. Учет зарубежного опыта позволил бы избежать глобального внедрения, возможно, относительно дешевых, пригодных для получения массовой информации, но по существу недостаточных, малопрезентативных форм тестирования.
|
|
Настоятельно необходим переход от локального, любительского составления многочисленных тестов, порой вызывающих затруднения даже у учителей, - к концептуальному обоснованию и созданию полноценной системы педагогического контроля достижения требований государственных образовательных стандартов. При этом помимо уже признанных рубежей на выходе из начальной, основной и полной средней школы – 4, 9, 11 кл., следует дополнительно обозначить объективно существующий рубеж на уровне 6-7 классов (12-13 лет).
Следует более детально изучить и, возможно, использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания:
- сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений;
- одновременная оценка подготовки учащихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях;
- более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников школы (например, заданий со свободно конструируемыми ответами, практических заданий и др.);
- более широкое привлечение учителей в процесс контроля за образовательными достижениями;
- использование технологии разработки тестов в рамках современной теории тестов (IRT);
- создание механизмов обеспечения качества разработки тестов;
- организация общественно-профессиональной экспертизы на важнейших этапах разработки тестов, используемых для аттестации учащихся и мониторинга качества образования.
Нецелесообразно использовать подходы или технологии, от которых отказывается большинство развитых стран (например, использовать только тесты с закрытыми заданиями или с небольшим количеством открытых заданий, использовать авторские тесты для системы государственной аттестации, использовать результаты тестирования только для аттестации, сравнивать результаты (тестируемых или регионов) с помощью неоткалиброванных невыравненных тестов и др.)
Для ликвидации отставания России в овладении современными методами оценки результатов образования необходимо развернуть научные исследования в данной области. Целесообразно организовать научно-исследовательский институт измерений в области образования, который бы проводил перспективные исследования, необходимые для создания современной системы оценки качества образовательных достижений обучающихся в России.
Далее следует решать задачи управленческого характера: распределения обязанностей и ответственности между субъектами в сфере тестирования; создать систему лицензирования организаций занимающихся профессионально разработкой тестового инструментария; восстановить в России систему контроля качества образования, систему инспектирования. Эти службы должны быть независимые и подотчетны только Министерству образования. Тогда обязательный экзамен за среднюю школу станет вступительным экзаменом в вуз. Публикация ежегодных отчетов об инспектировании учебных заведений повысит ответственность образовательных учреждений, учителей за качество обучения.
Следует обеспечить повышение квалификации педагогов и работников управления, направленное на информирование и обучение педагогов корректному использованию тестирования в практике работы, а так же корректному использованию результатов тестирования.
ü Что я хотел(а) узнать, чему научиться, при изучении данных проблем?
ü Как я это делал(а)?
ü Что при этом чувствовал(а)?
ü Что изменилось в моих ценностях, знаниях, умениях в итоге?