Протокол обследования

Источник звука Дата Расстояние (метры, см) Дата Расстояние (метры, см) Дата Расстояние (метры, см)
Шарманка            
Погремушка            
Дудка            
Гармошка            
Барабан            
Шепот            
Голос разговорной громкости            

* Голос разговорной громкости 50 см 30 см У/Р.1

Ребенок более старшего возраста сидит за столиком на руках у матери. Наблюдатель в этом случае садится напротив и привлекает внимание ребенка к игрушкам (пирамидкам, стаканам-вкладышам, бирюлькам). При этом важно, чтобы его внимание не было полностью занято игрушками. Это можно проверить, дунув слегка малышу в затылок. Если он не оборачивается, то надо сменить игрушки или вовсе от них отказаться. Первоначальный сигнал подается помощником со спины с расстояния 5–6 м. Те сигналы, которые ребенок услышал на расстоянии более 1 м., предъявляются ему затем справа и слева. Нужно ответить на вопрос, может ли ребенок определить источник звука, с какого расстояния, т. е. локализовать звучание. В остальном методика проведения обследования этих детей аналогична, описанной выше.

При исследовании реакций на тоны аудиометра ребенок сидит на коленях у матери между акустическими колонками. Первоначальный сигнал подается на частоте 500 Гц интенсивностью 30 дБ. При отсутствии реакции интенсивность увеличивается шагом в 5 дБ до появления реакции. Затем исследуются реакции и на других частотах: 1000, 2000, 4000, 6000 Гц.

В результате такого обследования получают сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки, голос и тональный сигнал.

Узнают:

§ звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит ребенок, может ли он определить, откуда идет звук (локализовать звучание), с какого расстояния от источников сигнала он может это сделать;

§ реагирует ли ребенок на шепот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул;

§ на тональный сигнал какой частоты и какой интенсивности ребенок реагирует, может ли его локализовать.

По совокупности полученных данных можно выделить четыре уровня состояния слуха: слух в пределах возрастной нормы, тугоухость, значительная тугоухость, глухота.

Обследование слуха с помощью речи (2,6-3 года).

Слух детей, уже владеющих в той или иной степе­ни речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 метров.

Наибольшие трудности возникают при обследова­нии ребенка второго-третьего годов жизни. Если ребенок уже говорит, то, наладив с ним контакт, про­верить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить у мамы, какие слова и фразы понимает ребенок, как сам назы­вает предметы, действия. Можно поместить перед ре­бенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: «Покажи мишку. Где собачка? Покажи у куклы ручки (рот, глазки). Покажи у собачки хвостик». Сначала фразы произ­носятся около ребенка, а затем с расстояния 6 метров (или 3 метра, если ребенок стоит спиной). Если при произнесе­нии шепотом заданий (или назывании игрушек, предметов) ребенок их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 метров.

Если уровень речевого развития ребенка не позво­ляет обследовать его слух словами и простыми фра­зами, следует выработать условную двигательную ре­акцию на звучание слогов типа папапа, пупупу, сисиси. Ребенка учат в момент произнесения слогов бросать пуговицу (горошину) в бутылку, ставить ку­бик на кубик. Проверяется слышит ли ребенок слоги, произносимые шепотом с 6 метров.

В том случае, если в связи с низким уровнем об­щего и/или речевого развития обследовать слух ре­бенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.

Если ребенок (при обследовании и правого, и левого уха) адек­ватно реагирует на звучание низко - и высокочастот­ных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6м, это является показателем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.

Если ребенок реагирует на шепот на меньшем рас­стоянии или не реагирует на него, можно заподоз­рить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в сурдологопедический кабинет (центр).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: