При сертификации производства оцениваются четыре блока объектов:
готовая продукция (оценка ее качества в сфере ее реализации и потребления, анализ причин обнаруженных дефектов);
технологическая система (технологические процессы, состояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение, установка);
техническое обслуживание и ремонт (техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, проверка контрольно-измерительных приборов);
система технического контроля и испытаний (входной контроль, операционный контроль, типовые, квалификационные и периодические испытания).
Основные этапы сертификации производства представлены в таблице А.
Таблица А
№ этапа | Наименование этапа | Краткое содержание работ | Исполнитель |
Представление заявки на сертификацию производства | Подготовка исходных материалов и оформление заявки | Предприятие заявитель | |
Предварительная оценка | Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов | Орган, проводящий сертификацию продукции и производства | |
Составление методики сертификации производства | Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений (или оценка существующей методики) | Орган, производящий сертификацию | |
Проверка производства | Формирование группы (комиссии) экспертов, проверка производства в соответствии с методикой сертификации, составление акта и отчета о результатах проверки | Орган, производящий сертификацию | |
Оформление сертификата соответствия на производство | Оформление сертификата соответствия на производство, внесение его в Государственный реестр, выдача сертификата предприятию | Орган, производящий сертификацию | |
Инспекционный контроль за сертифицированным производством | Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с методикой сертификации | Орган, производящий сертификацию |
Сертификация систем качества проводится в три этапа:
|
|
– заочная оценка системы качества;
– окончательная проверка и оценка системы качества;
– инспекционный контроль за сертифицированной системой качества в течение срока действия сертификата.
Заочная оценка системы качества – это предварительная оценка, необходимая для того, чтобы эксперт мог выявить потенциальную возможность сертификации и целесообразность проведения дальнейших работ на данном предприятии.
Окончательная проверка и оценка системы включает оценку состояния и видов деятельности предприятия по управлению качеством; состояния производственной системы; качества выпускаемой продукции. Деятельность по управлению качеством проверяется на соответствие реально существующих на предприятии элементов обеспечения качества требованиям международного стандарта ИСО серии 9000 либо аналогичного государственного российского стандарта.
|
|
Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества проводится в двух формах: плановый (не реже одного раза в год) и внеплановый (по мере поступления претензий к качеству продукции и в связи с введением существенных изменений в технологию производства продукции).
Информация о качестве продукции определяется следующими показателями: коэффициентом дефектности, коэффициентом сдачи продукции с первого предъявления, коэффициентом рекламаций, уровнем гарантийного ремонта и уровнем предторгового обслуживания.
1. Коэффициент дефектности:
где n – число изделий в выборке, шт; d – число дефектов по классификатору; Mi – число дефектов в выборке; Zi - коэффициент весомости дефекта i -го вида.
2. Коэффициент сдачи продукции с первого предъявления в общем количестве предъявленных изделий за последний год:
где n’i – помесячное количество принятых с первого предъявления изделий, шт; ni – общее помесячное количество предъявленных изделий, шт.
3. Коэффициент рекламаций в общем объеме изготовленной и реализованной продукции:
где Pi – помесячное количество изготовленной и реализованной продукции, на которую получены рекламации, шт; - общее помесячное количество изготовленной и реализованной продукции, шт.
4. Уровень гарантийного ремонта, характеризующий долю изделий, подвергшихся хотя бы одному ремонту в течение гарантийного срока, в общем числе изделий, находящихся в гарантийном обслуживании:
где - количество изделий, подвергшихся хотя бы одному ремонту в течение гарантийного срока, шт; - общее число изделий, находящихся в гарантийном обслуживании, шт.
5. Уровень предторгового обслуживания изделий, подвергшихся хотя бы одному ремонту перед продажей, из общего числа проданных изделий:
где - помесячное количество изделий, подвергшихся хотя бы одному ремонту перед продажей, шт; - общее количество проданных изделий за рассматриваемый период, шт.