Арттерапия

13. Метод Дюрера — человек идентифицирует себя с элемен­том картины «Трава» Дюрера. Это характеризует его самооценку и отношение к миру в мире.

14. Спонтанный выбор картины имеет аналогию с созданием художником ценного художественно образа, помогающего решить свои проблемы.

15. Погружение в образы, выбранные пациентом, их обсуждение позволяет глубоко проработать проблемы, изменить отношение к ним.

16. Желанные картины и желанные животные позволяют оце­нить резервы пациента.

137

Выбор отрицательных картин и животных позволяет узнать проблемы. Все это полезно обсудить с пациентом. Желательно не навязывать ему своих оценок, а внимательно выслушать его.

17. Метод Кулешова, Куросавы, Дали, Магритта. Талантливый фотомастер Кулешов обнаружил, что наложение

изображений резко меняет их эмоциональное воздействие. Фото артиста Мозжухина сочеталось с разным фоном — с обнаженной женщиной, с гробом, с праздничным столом, и каждый раз казалось, что меняется его эмоциональный облик.

Метод Куросавы: мысленно проникнуть в картины — войти в одну выбранную картину, а выйти в другую.

В своем фильме «Сны» Куросава входит в картину Ван Гога, встречает самого художника, выходит из мира художника через другую картину.

Художник Магритт изобразил человека, в грудной клетке ко­торого находится большая клетка с птицей. Так он символически изобразил его душу.

Художник Сальвадор Дали накладывал изображение носорога на картину Вермеера, добиваясь новых образных эффектов.

Наложение выбранных пациентом изображений животных и картин производит мощное психологическое воздействие.

Сочетания несут неожиданные образы, напоминающие карти­ны сюрреалистов и коллажи Параджанова, который умел создавать незабываемые образы из сочетания различных материалов.

18. Делая аппликацию — наложение желанных картин на от­рицаемые изображения, мы символически гасим проблемы резер­вными образами.

Часто возникает образная подсказка решения проблем.

Отрицаемые картины гасим положительными животными, возникает понимание, инсайт, катарсис. Отрицаемые животные гармонизируются в мире принимаемых картин.

Потрясение и мощная эмоциональная проработка иногда по­могает пациенту.

Живые лица

Наложение, картины и животного впервые осуществил мальчик, стра­дающий заиканием и страхами. Он создал сюрреалистический шедевр.

Наиболее тягостной картиной для него оказалось лицо жен­щины работы Модильянина этом лице не было глаз, а какие-то 138

две дыры в неведомый космос. Наиболее неприятным животным он считал трагический лик тигрицы. Мальчик соединил эти два обра­за, наложив их. Получился образ страха, который мог потрясти и взрослых людей.

Пожилой пациент соединил два отрицаемых образа — змею и картину с огромным желтым солнцем.

Аппликация этих образов — змея вместо солнца — создала образ страха смерти. Пациенту было за 60 лет, и эта тема — главный страх всего человечества — не была ему далекой. Он выбрал двух энергичных животных — отважного волка и тигра, который с муд­рым ожесточением смотрел на зрителя.

Пациент мужественно преодолевал трудности и реализовал свои идеи. Он выбрал бабочку, которую связал с неким набоковским символом эстетичности, а выбранным животным оказался морской котик — его седая голова и простодушно растерянная физиономия отразили возрастные проблемы пациента.

По словам мужчины у него было два хронических заболевания — возраст и безденежье.

Наложение положительных животных на трагические отрицае­мые картины сняло напряженность. Пациент чувствовал облегчение. Змеясимвол смерти, и солнце — символ жизни слились в мощный образ. Пациент осознал свои страхи смерти и отнесся к ним фило­софски. Кроме того, он вспомнил, что змея — символ года рождения его матери.

Работа с картинами и животными оказалась мощной психоте­рапией, снявшей страх смерти. Это напоминает снятие симптома в системе НЛПкогда якоря, поставленные на хорошие и плохие воспоминания одновременно, оказывают мгновенный психотерапев­тический эффект.

'ЦКайнаврем.ени в выборе картин.

Предпочитаемые картины и животные отражают дни. Интуитивный счет времени подсознание производит от часа постановки методики.

Отрицаемые картины и животные отражают месяцы. Счет времени подсознание производит от дня постановки методики.

Наблюдение

Если 5-е предпочитаемое животное или картина тревожны — возможно, 5 дней назад была стрессовая ситуация.

139

Если 3-я отрицаемая картина радостна — это говорит о тревож­ных проблемах 3 месяца назад. И я призываю читателя:

— Возьми на вооружение этот метод.

— Собирай выразительные эмоциональные образы животных и прекрасные картины.

— Предлагай их сотням людей.

— Находи наиболее значимые изображения.

— Подмечай, кто и какие образы выбирает.

— Используй для решения психологических проблем.

— Находи новые возможности метода. Успеха тебе, читатель!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: