Сведения о ллузыкотерапии

1, Музыкотерапия — древнейший метод лечения. Еще в Библии мы видим страдающего от психического недуга царя Саула и по­могающего ему игрой на арфе Давида. Лечение музыкой отличало древние цивилизации Греции и Китая.

Пифагор, Аристотель и Платон считали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной и способна восстановить нару­шенную гармонию в человеческом теле.

Аристотель полагал, что музыка — средство не только лечения, но и очищения души. Музыка мощно действовала на человека, ее применяли с лечебной целью в психиатрии — в XIX веке психиатр Эскироль ввел лечение музыкой в медицинскую практику.

В носледние десятилетия музыкотерапия находит сторонников в таких странах, как Англия, Америка, Голландия, Германия.

Она пришла в клиники и больницы, стала самостоятельной ветвью психотерапии благодаря могущественному действию на подсознание человека.

Здоровому человеку музыка доставляет наслаждение и радость, для заболевшего — она может стать средством излечения.

В XX веке музыканты после I и II мировых войн шли в госпи­тали помочь ветеранам войны, страдающим от физических и эмоци-ональтных травм. В 1944 году возникла первая программа музыкоте­рапии, а в 1950 году создана Ассоциация музыкотерапии в Америке.

140

Существуют центры музыкотерапии в Канаде, Германии, Англии. Специалист обучается 5 лет — он должен знать психологию, меди­цину и музыку. Существует много журналов по музыкотерапии.

В европейских странах и Америке музыкотерапия используется в психиатрических лечебницах, центрах реабилитации, больницах, клиниках, лечебных центрах, центрах помощи людям с проблемами, центрах помощи людям с церебральной патологией, зависимостью от лекарств и алкоголя, домах престарелых, хосписах, школах.

Показания к музыкотерапии:

— фукциональные заболевания нервной системы, неврозы, тре­вожность, заикание, энурез;

— психологическтие и эмоциональные проблемы;

— заболевания, имеющие психосоматический компонент (язвен­ная болезнь, астма, гипертоническая болезнь, сексопатология).

Абсолютных противопоказаний нет.

Относительные — острые состояния.

По существу, нет такого заболевания и болезненного состояния, где была бы излишней помощь музыкотерапии.

Специально подобранная музыка звучит в больницах во время операций, в послеоперационных палатах, в реанимации, снимая психологическое напряжение.

Муыкотерапия в госпиталях помогает бороться с болями, на­ладить нарушенный сон, снимает депрессию, страхи и сомнения, дает покой и расслабление, может повысить настроение и помочь по принципу, воплощенному в афоризме Наполеона:

В армии победителей раны заживают быстрее. Музыкотерапия помогала более быстрому возвращению речи

у больных после инсульта, возвращению памяти при тяжелых по­ражениях мозга.

С помощью музыки снимались боли и депрессии при родах, имеются данные об успокаивающем и обезболивающем действии музыкотерапии в хирургии.

Немецкие музыкотерапевты используют классическую музыку для лечения различных заболеваний (язвенная болезнь, болезни сердца).

Английский врач Деминг установил, что добавление к обычно­му лечению прослушивания музыки Бетховена и Моцарта помогало улучшению и рубцеванию язвы.

141

В больницах Голландии изучили помощь музыки в лечении болезней сердца.

В домах престарелых музыка оживляет эмоции пациентов, спа­сая от уныния, давая силы для жизни.

Исследования американских и чешских ученых показали, что пожилые люди с глубоким поражением интеллекта, забывшие свое имя, преображаются, услышав музыку своей молодости, — к ним возвращается память и гармоническое восприятие мира.

Приобщение к искусству помогает в психиатрии — музыкоте­рапия растворяет напряженность, помогает контролю за чувствами, улучшает контакт с людьми.

Существует аналитическая музыкотерапия, помогающая в ле­чении психозов, неврозов, функциональных нарушений.

Врач-психоаналитик судит о внутреннем мире пациента по его самовыражению в музыке — различные психологические и эмоци­ональные состояния пациента спонтанно и легко выражаются в музыке с помощью голоса или инструмента. Пациент раскрепоща­ется, выражая свое эмоциональное состояние, разрешает конфликт, достигая душевного равновесия.

Специальную программу для помощи детям с проблемами со­здал выдающийся немецкий композитор Карл Орф.

В нашем городе возник центр, созданный американским му-зыкотерапевтом Витенбергом. Музыкотерапия для отсталых и больных детей — это импровизация с ребенком на инструментах, совместное музицирование гармонизирует ребенка, помогает кон­такту, снятию напряженности.

Есть музыкотерапия для здоровых — она может снять стресс, помочь расслаблению, дать энергию для деятельности, гармонизи­ровать чувства, отношения с людьми.

Музыка используется для воздействия на беременных - она способна не только снять напряженность у будущих матерей, но и способствовать большей одаренности детей. Дети, матери которых слушали музыку во время беременности, опережают в развитии своих сверстников. Если в палате для недоношенных детей звучит музыка, они значительно быстрее прибавляют в весе. Английские специалисты для лучшего сна новорожденных применили запись ритмического шума сердцебиения матери — такая колыбельная музыка помогает уснуть не только детям, но и взрослым.

142

В школах используется специальная программа — музыка может оживить творческие способности, помочь обучению. Американская школа музыкотерапии расценивает музыку как дополнительное средство психотерапии. Педагоги опираются на значительный экс­периментальный опыт с психофизиологическим тестированием.

Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятель­ным методом влияния на подсознание.

Музыкотерапевтическая практика может быть разделена на два течения. Музыкотерапия бывает пассивная, когда слушают предложенную музыку, и активная, когда пациент включается в музицирование.

Музыкотерапевты используют самую разнообразную музыку. Замечательное воздействие оказывает музыка Моцарта. Использует­ся медитативная музыка, звуки природы — записи пения птиц, шума волн, голосов китов, журчания ручья. Пассивная музыкотерапия может быть направленной на эмоциональную активацию пациента, она воплощает эмоции, вызывая духовное очищение — катарсис, ее целью может быть состояние релаксации.

Британские музыкотерапевты убедились, что активная музы­котерапия помогала в работе с детьми с отставанием в развитии и с нарушением слуха и речи.

На симпозиуме по арттерапии музыкотерапевт из Америки представила кассету, где сначала были слышны трагические выкри­ки — кричал слепой негритенок, музыкотерапевт пыталась помочь, играя народные мелодии на рояле.

Следующая запись через два месяца также содержала звуки музыки и выкрики больного ребенка, но в них появилось нечто гармоничное.

На последней записи, сделанной через месяцы занятий, звучал голос мальчика — теперь он исполнял мелодию слепого музыканта Стива Уайльдера.

Одним из первых музыкотерапевтов нашей страны является композитор и ученый А. Г. Юсфин. Ему удавалось снять приступ астмы у ребенка, меняя ритм музыки от тревожно задыхающегося, как у страдающего астматическим приступом ребенка, до более спо­койного. Таким же ровным становилось дыхание ребенка.

Он обнаружил, что мелодии, сыгранные беременной женщине, после рождения ребенок узнает и особо выделяет.

143

Специалисты по музыкотерапии отрицают два распростра­ненных предрассудка. Один из них состоит в том, что для успеха музыкотерапии от пациента требуются специальные музыкальные способности. Другое — о преимуществе одного метода музыкотера­пии перед другими. Оба эти положения неверны.

Музыка использовалась в медицине Китая уже много веков назад. Музыкотерапия Китая — проявление гениальности древней цивилизации. Музыка была неотъемлемой частью жизни, философ­ской и религиозной картины мира на протяжении тысячелетий.

Философия Китая связывает музыку и здоровье на основе теории Инь-Янь и 5 элементов, задача врачавыявить энергетические диспропорции и восстановить равновесие, соответствуя теории 5 элементов, музыка может лечить, влиять на работу различных органов, воплощая связанные с ними эмоции.

Каждому элементу по концепции 5 элементов соответствует тон и инструмент.

Есть уникальный документ, созданный во II веке до новой эры, в нем ставится диагноз по восприятию инструмента:

пациент боится звука дерева, а не звука колокола, — врач делает вывод о блокаде энергии в меридиане желудка.

В начале XX века начато изучение действия музыки на человека. Одним из первых был Бехтерев, отметивший воздействие ритма.

Механизмы воздействия музыки сложны — она воздействует на различных уровнях.

Существует воздействие на уровне сознания в виде образов. Музыка вызывает эмоциональный ответ.

Существует физиологический тип реакции на уровне органов (изменения в центральной нервной системе, в железах внутренней секреции, в органах и системах). Обнаружено также воздействие музыки на тканевом, клеточном уровне.

Действующие факторы музыки изучены в психологических и физиологических методиках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: