(кашель в филармонии)
Когда зазвучала высокая светлая мелодия, раздался надсадный кашель девушки. Он исчезал всякий раз, когда мелодия становилась минорной, и возобновлялся на фоне светло-высокой музыки, особенно после тональностей «ре мажор», «до мажор». Этому человеку, очевидно, нетерпим желтый и зеленый цвет.
Сеанс заканчивается, девушка говорит, что некоторые мелодии были для нее комфортны, а некоторые — тягостны. Загадок тут нет — она ставит первым цветом в тесте Люшера черный. Она отрицает и ставит на последние места желтый и зеленый цвет.
Не с этим ли связан иногда приступ кашля у зрителей в зале филармонии? Вегетативный кессон — это способ, которым подсознание реализует свой отказ воспринимать нежелательную психологическую информацию.
157
Я решил сыграть группе выздоравливающих больных мелодии Шопена, расположив их по тональностям согласно цветам Люшера от черного к красному.
Пока я играл, прекрасные мелодии, соответствующие черному, коричневому, фиолетовому, синему и зеленому уровням, они наслаждались музыкой, как и я.
Как только возник желтый уровень счастливых, радостных мелодий, раздался посторонний звук — кто-то хрустел бумажкой.
Последовал диалог:
— Кто хрустел бумажкой?
— Я.
— Вам понравилась музыка?
— Все понравилось, кроме последних мелодий.
Я играю группе музыкантов. Во время исполнения раздается кашель. Он исчезает при одних мелодиях — и вторит другим. Закончив играть, я спрашиваю:
— Почему Вы кашляете?
— Она простужена, — объясняют мне остальные.
— Я понимаю, что она простужена. Но почему она не кашляла предыдущие полтора часа, а закашляла только теперь? Вам понравилась эта музыка?
— Некоторые мелодии, а некоторые были неприятны.
— Это неудивительно. Вы отрицаете тот цвет, который соответствует этой музыке. Так и должно быть.
Последующая музыка хорошо ею принимается, появляются зрительные образы, глаза сияют.
— А почему же она больше не кашляет? — спрашиваю я, вызвав веселье у музыкантов, для которых теперь ответ очевиден.