Нормирование и проектирование освещения городов

Любой город не может существовать без искусственного освещения, которое используется для освещения улиц, площадей, парков, витрин магазинов, фасадов зданий, памятников архитектуры и т.п. В развитых странах освещаются не только города, но и многие загородные магистрали.

Необходимость освещения городских пространств и объектов вызвано функциональными потребностями, так как с наступлением темноты жизнь города не прекращается - она продолжается в вечерние и ночные часы. В связи с этим, создание в городе необходимой для обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов световой среды, является основной задачей архитектурного освещения.

Проектирование световой среды города сводится к разработке систем и установок наружного освещения. Их принято подразделять на установки утилитарного (уличного) освещения и установки архитектурного освещения (зданий и сооружений).

К утилитарному относится освещение дорожных покрытий в транспортных и пешеходных зонах. Оно нормируется средним значением яркости покрытий транспортных улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в зависимости от категории городских поселений (общегородского - А, районного - Б или местного - В значения) или средней величиной горизонтальной освещенности дорожных покрытий в пешеходных зонах и гравийно-песчаных и прочих дорог согласно табл.3.37. Таблица 3.37

Нормируемые средние значения яркости покрытий транспортных улиц, дорог

и площадей в зависимости от их категории

Категория объекта по освещению Улицы, дороги и площади Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч Средняя яркость покрытия, кд/м2 Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк
  А Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения   Св. 3000 Св. 1000 до 3000 От 500 до 1000   1,6 1,2 0,8  
  Б Магистральные улицы районного значения   Св. 2000 Св. 1000 до 2000 От 500 до 1000 Менее 500 1,0 0,8 0,6 0,4  
  В Улицы и дороги местного значения 500 и более Менее 500 Одиночные автомобили 0,4 0,3 0,2  

К архитектурному отнесено освещение фасадов зданий, сооружений, памятников архитектуры, малых архитектурных форм и зеленых насаждений. Особую группу составляют установки световой рекламы, информации, сигнализации и освещения витрин.

Уровни архитектурного освещения фасадов с диффузным отражением регламентируется средней яркостью, а фасадов зданий с диффузно-направленным отражением - наименьшей средней освещенностью в зависимости от яркости фона (высока - свыше 5 кд/м2, средняя - 1-5 кд/м2, низкая - менее 1 кд/м2 соответственно на улицах категории А, Б и В) и коэффициента отражения материала фасада.

При утилитарном освещении средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается равной 1,6 кд/м2 в черте города и 1,0 кд/м2 - вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным вокзалам и морским портам.

Средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей, приведенных в табл. 3.38.

Для освещения тротуаров на улицах и площадях, пешеходных дорог, аллей и площадок применяется общие с проезжей частью или автономные осветительные установками высотой 4-8 м. На улицах, насыщенных световой рекламой, информацией и витринами, тротуары получают дополнительное освещение. В скверах, садах, парках и жилых дворах нередко применяются установки комбинированного или местного освещения со светильниками разнообразной формы высотой 0,4-1,2 м.

Наружное освещение должно обеспечивать в вечернее время хорошую видимость и выразительность наиболее важных объектов и повышать комфортность световой среды города. Освещение должно способствовать формированию в городе благоприятной психологической среды. Установки архитектурного освещения не должны производить слепящего действия на водителей транспорта и пешеходов.

При разработке проектов освещения обычно решают две задачи:

- выявление функционально-планировочной структуры города;

- выявление светокомпозиционной организации городского пространства.

Зрительное выявление функционально-планировочной структуры города решается за счет создания различных по интенсивности и цветности освещения зон города, отличающихся по своей функции и градостроительной значимости. Освещенность общественных пространств города следует принимать выше, чем транспортных, а для зон отдыхa - относительно более низкие показатели, но не ниже гигиенического минимума.

Таблица 3.38

Уровни освещения дорожных покрытий и архитектурных объектов

    Расположе- ние освещаемого объекта Средняя яркость (освещен- ность) дорожного покрытия L дп, кд/м2 (лк)   Характерная средняя яркость Фона L ф, кд/м2     Средняя яркость освещае- мого фасада L н, кд/м2       Средняя вертикальная освещенность* Ев, лк, фасада здания, монумента, памятника при коэффициенте отражения материала
Улица или площадь категории А (городского значения)     1,6**-0,6 (20-15)     >5               -     - -     -   -           -     - -     -   -           -     - -     -   -           -     - -     -   -           -     - -     -   -
Улица или площадь категории Б (районного значения)     1,0-0,4 (15-20)     1-5    
Улица или площадь категории В (местного значения)     0,4-0,2 (6-4)     <1    
Парк, бульвар категории: А Б В     (6) (4) (2)     <1    
Тротуары категории: А Б и В     (4) (2)     - -     - -
Пешеход- ные зоны на площадях категории А и Б     (10)         -     -
Пешеход- ные улицы   (4)   -   -

Примечания:

* Для объектов, поверхности которых обладают не полностью диффузным отражением.

** При интенсивном транспортном движении - более высокие значения.

  1. При расположении объекта вне городской территории и наблюдения его на фоне неба или неосвещенной зелени L ф принимается < 1 кд/м2, а Е в допускается уменьшать вдвое по сравнению с величинами, указанными в таблице.
  2. При расположении объекта вблизи зданий с большими светящимися поверхностями L ф следует принимать > 5 кд/м2.
  3. Освещение объектов допускается увеличивать для зданий при наблюдении с расстояния > 1 км; для памятников при наблюдении с расстояния > 300 м; для фасадов зданий с мелкими архитектурными деталями, имеющими существенное значение для восприятия.

Для выявления светокомпозиционной организации городского пространства прибегают к созданию системы световых архитектурных ансамблей в расчете на восприятие их с дальних, средних и ближних дистанций при разной скорости движения пешехода или пассажира, которые характеризуется тремя категориями масштаба восприятия: ланшафтный, ансамблевый и камерный.

Ланшафтный масштаб используется для восприятия крупных градостроительных образований со значительных расстояний с высоко расположенных видовых точек или при движении с большой скоростью на автомагистралях, когда отсутствуют непосредственные контакты человека с объектом наблюдения и основное внимание направлено на световое решение крупномасштабных элементов (вечерний силуэт, светопанорамы, глубокие перспективы).

Ансамблевый масштаб применяют для восприятия архитектурных объектов со средних расстояний наблюдения при движении с небольшой скоростью в автомобиле или пешком, когда контакты человека с объектом наблюдения опосредованы.

Камерный масштаб используется, когда восприятие человека осуществляется непосредственно с окружающими его объектами и людьми, которые являются активными компонентами среды. Внимание человека при камерном масштабе обращено на ближнюю зону окружения, которую он воспринимает с выявлением пластических и текстурных качеств осматриваемого объекта, его абсолютных и относительных размеров.

Большое значение в освещении городской среды имеет масштабная модуляция, за счет которой можно организовывать в пределах выбранной зоны масштабные и другие визуальные характеристики световой композиции, обеспечивая ей визуальную целостность и индивидуальность. Данная задача решается путем применения различных светильников ограниченного или неограниченного светораспределения, установленных на высоких или низких опорах, которые позволяют освещать архитектурные объекты на всю высоту или частично, а территорию архитектурного ансамбля по всей площади или отдельные ее участки с той или иной интенсивностью и равномерностью, что обеспечивает отличие от смежных пространств.

При разработке архитектурного освещения городов приходится заниматься освещением объемных объектов (зданий, сооружений, памятников, зеленных насаждений и т.п.), которое может осуществляться несколькими способами.

Наиболее распространен в практике прием общего (равномерного или локализованного) заливающего освещения фасадов прожекторами, которые устанавливают так, чтобы они не слепили водителей и пешеходов, а также жителей домов через окна.

Локальное освещение архитектурных элементов осуществляется с помощью небольших светильников и применяется как для исторических, так и для современных сооружений. В первом случае осветительные приборы скрываются от наблюдателей за выступающими частями фасадов, во втором - проектируются встроенными.

При разработке светового освещения фасада объекта возможны два способа его решения:

- создание подобия освещаемого объекта его дневному образу за счет освещаемых заливающим светом прожекторов, создающих на фасаде распределение яркостей, напоминающих дневное (светлые стены, темные окна);

- проектирование вечернего фасада здания, основанного на учете специфики световой среды и зрительного восприятия ночью за счет технических возможностей искусственного освещения.

Первый способ применяется при освещении памятников архитектуры и существующих сооружений. Однако он не обеспечивает полного соответствия, так как окружение объекта всегда остается темным (фон, небо). Светотени из-за отсутствия рассеянного неба выглядят более резкими, а интенсивность, цветность и направление света от точечных источников совершенно иными, чем в дневное время. Чтобы приблизить светотеневой контраст вечернего освещения фасада здания к дневному освещению следует световые приборы разбить на две группы, первая их которых должна подобно солнцу заливать детали фасада ярким светом, а вторая выполнять роль рассеянного света неба. Для этого первую группу осветительных приборов необходимо разместить выше освещаемого здания, например на опорах уличных светильников или на крышах соседних зданий, а вторую - расположить на земле вблизи освещаемого объекта.

Второй способ дает более разнообразные эффекты освещения и применяется при разработке световой архитектуры новых объектов.

Выбор приема архитектурного освещения зависит от градостроительной ситуации, характера архитектуры объекта, его функционального назначения, возможности расположения осветительных приборов и технико-экономических показателей.

В качестве нормируемого значения архитектурного освещения принимается яркость фасадов зданий, сооружений, монументов и элементов ландшафтной архитектуры в зависимости от их значимости, места расположения и зрительного восприятия в городе согласно табл. 3.39. Таблица 3.39

Нормы наружного архитектурного освещения (яркости фасадов) городских объектов

    Категория городского транспорта   Место расположения объекта освещения     Освещаемый объект   Заливающее освещение, средняя яркость фасада Lф, кд/м2 Заливающее и акцентирующее освещение, средняя яркость акцентируемого светом элемента Lф, кд/м2   Локальное освещение, средняя яркость, Lф, кд/м2
  А     Площади столичного центра, зоны общегородских доминант   Памятники архитектуры национального значения, крупные общественные здания, монументы и доминантные объекты              
Магистральные улицы и площади общегородского значения Памятники архитектуры, истории и культуры, здания, сооружения и монументы городского значения            
Парки, сады, бульвары, скверы и пешеходные улицы общегородского значения Достопримечательные здания, сооружения, памятники и монументы, уникальные элементы ландшафта            
  Б Площади окружных и районных общественных центров Памятники и монументы, здания и сооружения окружного и районного значения            
Магистральные улицы и площади Окружного и районного значения   То же      
Парки, сады, бульвары, скверы и пешеходные улицы окружного и районного значения     То же и характерные элементы ландшафта            
    В Улицы и площади, пешеходные дороги местного значения Памятники и монументы. Достопримечательные здания и сооружения      
Сады, скверы, бульвары местного значения   То же и характерные элементы ландшафта      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: