ЗАНЯТИЕ 1. Основные понятия о труде
Цель занятия: овладеть основной терминологией, необходимой для изучения экономики труда.
Форма проведения: разгадывание кроссворда.
Задание: определите подходящие наименования (термины), выражающие суть приведенных ниже социально-экономических процессов и явлений.
Схема 17. Кроссворд: основные понятия о труде
По вертикали:
1. Однородная социальная группа людей, выделенная по признаку единства цели труда, факторов труда, своеобразия организационно-технических и социально-экономических условий труда. 3. Результат труда в материальной сфере. 8. Процедура определения соответствия работника (его квалификации, деловых качеств) занимаемой должности. 9. Физическая и интеллектуальная способность человека к труду. 10. Признанный обязательный порядок, регламентирующий поведение человека в определенной ситуации. 15. Зависимость между различными социально-экономическими процессами или величинами. 18. Сведение элементов сложного труда к простому. 22. Наиболее глубокая причина деятельности человека по удовлетворению его индивидуальных потребностей. 23. Денежное выражение стоимости товаров и услуг. 25. Состояние упадка в развитии хозяйства. 29. Результат труда в непроизводственной сфере.
|
|
По горизонтали:
2. Вещество природы, на преобразование которого применительно к человеческим потребностям направлена целесообразная трудовая деятельность людей. 4. Сфера экономики, в которой осуществляется процесс товарного обращения, обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями. 5. Социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу, становясь относительно избыточным населением, резервной армией труда. 6. Способ и форма управления трудовыми ресурсами, выражающая равновесие между их источниками и направлениями использования. 7. Координация трудовых усилий отдельных работников в процессе производства. 8. Степень участия работников в процессе труда. 11. Особое общественное отношение, посредством которого потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений. 12. Целесообразная деятельность людей по созданию материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и общества в целом. 13. Направление развития какого-либо явления или процесса. 14. Наука о народонаселении. 16. Побудительная причина, повод к какому-либо действию. 17. Экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. 18. Конечная цель целесообразной трудовой деятельности. 19. Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена. 20. Запрограммированная последовательность профессиональных ролей, по которой осуществляется вертикальная мобильность индивидов в процессе труда. 21. Степень профессиональной трудоспособности работника. 24. Ограниченный временем процесс трудовой деятельности. 26. Вероятностная часть заработка, которая может быть получена (или не получена) работником в зависимости от выполнения (или не выполнения) им определенных дополнительных трудовых заданий. 27. Движение назад, изменение к худшему. 28. Способы облегчения и совершенствования трудовой деятельности человека. 30. Необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы развития природы и общества. 31. Вознаграждение или благо, способное побудить человека к более активной деятельности. 32. Участие работников в процессе труда.
|
|
ЗАНЯТИЕ 2. Трудоспособное население и трудовые ресурсы
Цель занятия: усвоить основную терминологию, характеризующую трудовой потенциал Республики Беларусь. Форма проведения: тестирование.
Задание: среди приведенных вариантов ответа нужно определить правильный, обосновать его правильность; доказать неправильность остальных ответов.
1. Население в трудоспособном возрасте:
1) женщины и мужчины 16-59 лет;
2) женщины 16-54 и мужчины 16-59 лет.
2. Трудоспособное население - это:
1) женщины 16-54 и мужчины 16-59 лет;
2) все население в трудоспособном возрасте;
3) все население в рабочем возрасте;
4) совокупность лиц в рабочем возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе;
5) лица 16-59 лет за исключением неработающих инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях.
3. Экономически активное население - это:
1) часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг;
2) работающее (занятое) трудоспособное население;
3) безработные, стремящиеся найти работу;
4) работающее и неработающее трудоспособное население;
5) все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком.
4. Трудовые ресурсы - это:
1) все трудоспособное население страны;
2) трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
3) работающие в трудоспособном возрасте;
4) работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающие моложе и старше трудоспособного возраста;
5) часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики.
ЗАНЯТИЕ 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь
Цель занятия: овладеть знанием структуры рынка труда, проблемами занятости и безработицы.
Форма проведения: студенческая конференция. Темы выступлений (выбираются студентами):
1. Занятость как социально-экономическая категория.
2. Эффективность гибких форм занятости.
3. Молодежная безработица.
4. Женская безработица.
5. Экономическое поведение безработных мужчин и женщин в зависимости от длительности безработицы.
Рекомендуемая литература:
1. Молодежная безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1994. С. 17-27.
2. Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1995. С. 9-29.
3. Гибкие формы труда как механизм регулирования занятости // Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1998. С. 174-178.
4. Занятость и безработица в Республике Беларусь // Управление трудовыми ресурсами: социально-экономический аспект. Мн., 2002. С. 72-85.
5. Экономическое поведение безработных в контексте длительности безработицы. Мн. 1997. С. 39-50.
|
|
ЗАНЯТИЕ 4. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов
Цель занятия: приобретение знаний в области миграции населения в Республике Беларусь, его территориальной мобильности, возрастного и национального состава.
Форма проведения: решение задач.
Задание первое: рассчитать и проанализировать структуру миграции населения между РБ и странами бывшего СССР.
Задание второе: рассчитать численность населения республики в трудоспособном возрасте.
Распределение населения по возрастным группам |
Исходные данные:
Задание третье: проанализировать возрастную структуру населения Беларуси.
Исходные данные:
Возрастная структура населения (на начало года)
Задание четвертое:проанализировать структуру населения Республики Беларусь по национальному составу. Исходные данные: |
Национальный состав населения (по данным переписей населения, человек) |
Задание пятое: проанализировать динамику населения республики. Исходные данные: |
Численность населения Республики Беларусь (на начало года)
Задание шестое: на приведенном примере проанализировать противостояние старших и младших возрастных групп населения, трудовые и социальные отношения участников случившегося.
«Население деревеньки Лапки, что затерялась среди болот и лесов Столбцовщины, уже который день пребывает в состоянии шока. Тела колхозных пенсионерок, бабушек Вали и ее соседки Ефросиньи, обнаружили односельчане...
Предполагается, что неизвестный убийца проник в дома одиноких бабуль через окно. Как заметили корреспонденту в Аталезском сельсовете, на территории которого находится деревня Лапки, жили Валентина Павловна и Ефросинья Ивановна тихо и довольно скромно. И, тем не менее, по словам прокурора Столбцовского района Сергея Метельского, среди мотивов преступления значится и... корысть. Бабули накануне получили пенсию, которая и привела в их жилище «хвост» в виде головорезов (7 дней, № 21, 26.05.01 г., с. 12). Злодеяние совершил 23-летний городской житель, выходец из этой же деревни».
|
|
Вспомогательные вопросы:
1. Какие возрастные группы населения представлены в анализируемом событии?
2. В чем возрастные и ролевые особенности этих возрастных групп?
3. По поводу чего возникло противоречие между ними?
4. Какие меры профилактики преступлений можно предложить в данном случае?
Дополнительные данные для дискуссии:
Справка о пенсиях
ЗАНЯТИЕ 5. Территориальная мобильность рабочей силы
Цель занятия: проанализировать миграционную ситуацию в Беларуси основные потоки, тенденции, издержки и эффективность.
Форма проведения: игровая ситуация «Выбираю деревню на жительство».
«Николай Григорьевич доверчиво, просто, с удовольствием и подробно рассказывал, что он сам - деревенский, давно оттуда уехал, работал всю жизнь на складах, а теперь, под старость, потянуло опять в деревню...» (Шукшин В.М. Рассказы. М, 1975. С. 30).
«В какой стране Вы хотели бы жить? Ответ патриота сразит своей преданностью: «В своей». Космополит же удивит неслыханным цинизмом: «В той, где мне будет хорошо». Но хорошо, как известно, там, где нас нет. А стало быть, в любом случае человеку будет казаться, что идеальная для жизни страна где-то далеко... Безусловными лидерами в оценке персонального понимания белорусами оптимистического будущего являются Германия и США. Жить так, как живут в этих странах, хотели бы 36,8 и 17,8 % опрошенных. Далее в этом списке следуют Польша, Швеция, Швейцария, Литва и Латвия. Не очень большой процент имеет Россия. Но есть и достаточное количество тех, кому жизнь в Беларуси кажется идеальной (18,7 %).
Мнение экспертов ООН, которые ежегодно составляют рейтинги стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала: в этих рейтингах традиционно лидируют Канада, Норвегия, США, Австралия, Исландия. Германия находится лишь на 14-м месте.
Неустроенность жизни вполне естественно поднимает вопрос о потенциале эмиграции. Какое количество жителей Беларуси хотело бы покинуть свою страну? Показатель довольно тревожный - одна треть белорусов (35 %) готовы это сделать. В списке стран, куда бы хотели поехать жить граждане нашей страны, лидируют Германия, США и Польша.» (Из статьи Шендрик М. Не покидай родимую без нужды // 7 дней. № 24 (16.06.01 г.). С. 2.
Справка 1.
По численности населения Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. Среди европейских государств десятимиллионное население имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская республика и Югославия. (Население Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000. С. 7).
Справка 2.
Индекс стоимости жизни в различных городах мира: первое место по дороговизне Токио (стоимость проживания в столице Японии - 140 усл. баллов); 7-е место в списке Нью-Йорк - 100 усл.баллов; 4-е место в мире и самый дорогой город Европы - Осло; на 13-е место «откатилась» Москва. (Труд. 10 июля 2001 г. С. 3).
Схема. Алгоритм проведения игры |
Вопросы для обсуждения:
1.В какой стране Вы живете и почему?
2.В какой стране Вы хотите жить и почему?
3.В какой стране Вы хотели бы, чтобы жили ваши дети и почему?
ЗАНЯТИЕ 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов
Цель занятия: определить прогрессивные тенденции реструктуризации экономики.
Форма проведения: научный диспут «Какая отрасль нам нужней?» Функциональные роли выбирают студенты:
- премьер-министр.
Представители силовых министерств:
- министр внутренних дел;
- министр обороны;
- министр по чрезвычайным ситуациям.
Представители функциональных министерств:
- министр труда и социальной защиты;
- министр экономики;
- министр финансов;
- министр статистики и анализа.
Представители отраслевых министерств: промышленности; сельского хозяйства и продовольствия; лесного хозяйства; архитектуры и строительства; транспорта и коммуникаций; связи и информатизации; торговли; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; образования; культуры. (Наименования отраслевых министерств уточнены в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г.)
Представители отраслей промышленности: министр энергетики; министр машиностроения; министр химической промышленности; министр легкой промышленности; министр пищевой промышленности.
Производственное задание: каждый участник выбирает статистические данные по своей отрасли и на их основе пытается отстоять право своей отрасли на существование и развитие.
«- Автослесарем значит после техникума станешь, - осматривая разбитую голову 18-летнего парня, осведомляется заведующий приемным отделением Сергей Прокофьев. - Хорошая профессия, за пару часов сможешь заработать столько, сколько врач за месяц... Да ну-у-у, - растягивается в недоверчивой улыбке пациент.
- Не верит, - обращается ко мне врач. - Сегодня начинающий травматолог получает около 24 тысяч в месяц, заведующий с первой кваликвалификационной категорией - около 38. И это за такую каторжную работу!» (Мытько О. Почему трудно быть травматологом // 7 дней. № 40. (30.09.00 г.). С. 7.
Распределение численности населения Беларуси и России по отраслям экономики (в процентах к итогу)
Схема. Алгоритм проведения дискуссии |
ЗАНЯТИЕ 7. Экономические и социальные методы и механизмы управления трудовыми перемещениями
Цель занятия: научиться, смотря по ситуации, использовать и совмещать разные методы хозяйствования и управления трудовыми перемещениями работников.
Форма проведения: игровая ситуация «Если бы директором был я...». Каждый из студентов предлагает свой вариант ответа: «Если бы директором был я, то в практике управления трудом и трудовыми ресурсами изменил бы следующее...».
Примерные варианты ответов:
«Если бы директором была я, то заменила бы название «пенсия по старости» на название «пенсия по труду». Ведь эта пенсия назначается не каждой женщине, когда ей «стукнуло» 55, а только той, которая к этому времени проработала не менее 20 лет. Значит старость тут ни причем. Все дело в стаже работы».
«Непременно ввела бы в школах урок танцев (пению у нас ведь учат и тех, кому медведь на ухо наступил!). Танцы - это не просто развлечение. Танцы - это, прежде всего, прекрасное средство общения. Так кому же, как не школе, заняться воспитанием культуры этого общения».
«...На щитах, которые окружают стройки, в добавление к написанному - наименованию объекта, названию строительной организации и фамилии прораба - добавил бы: срок ввода в эксплуатацию. Тогда все написанное на таких щитах поставило бы стройку под всеобщий контроль».
«Если бы директором был я, - написал в редакцию «Литературной газеты» заведующий общественной приемной «Забайкальского рабочего» Г, Швец, - то изменил бы порядок, при котором усыновленные дети не приравниваются к родным» (по страницам «Литературной газеты»).