Практический раздел

ЗАНЯТИЕ 1. Основные понятия о труде

Цель занятия: овладеть основной терминологией, необходимой для изучения экономики труда.

Форма проведения: разгадывание кроссворда.

Задание: определите подходящие наименования (термины), выражающие суть приведенных ниже социально-экономических процессов и явлений.

Схема 17. Кроссворд: основные понятия о труде

По вертикали:

1. Однородная социальная группа людей, выделенная по признаку единства цели труда, факторов труда, своеобразия организационно-технических и социально-экономических условий труда. 3. Результат труда в материальной сфере. 8. Процедура определения соответствия работника (его квалификации, деловых качеств) занимаемой должности. 9. Физическая и интеллектуальная способность человека к труду. 10. Признанный обязательный порядок, регламентирующий поведение человека в определенной ситуации. 15. Зависимость между различными социально-экономическими процессами или величинами. 18. Сведение элементов сложного труда к простому. 22. Наиболее глубокая причина деятельности человека по удовлетворению его индивидуальных потребностей. 23. Де­нежное выражение стоимости товаров и услуг. 25. Состояние упадка в развитии хозяйства. 29. Результат труда в непроизводственной сфере.

По горизонтали:

2. Вещество природы, на преобразование которого применительно к человеческим потребностям направлена целесообразная трудовая деятельность людей. 4. Сфера экономики, в которой осуществляется процесс товарного обращения, обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями. 5. Социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу, становясь относительно избыточным населением, резервной армией труда. 6. Способ и форма управления трудовыми ресурсами, выражающая равновесие между их источниками и направлениями использования. 7. Координация трудовых усилий отдельных работников в процессе производства. 8. Степень участия работников в процессе труда. 11. Особое общественное отношение, посредством которого потребности и интересы индивида или соци­альной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений. 12. Целесообразная деятельность людей по созданию материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и общества в целом. 13. Направление развития какого-либо явления или процесса. 14. Наука о народонаселении. 16. Побудительная причина, повод к какому-либо действию. 17. Экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. 18. Конечная цель целесообразной трудовой деятельности. 19. Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена. 20. Запрограммированная последовательность профессиональных ролей, по которой осуществляется вертикальная мобильность индивидов в процессе труда. 21. Степень профессиональной трудоспособности работника. 24. Ограниченный временем процесс трудовой деятельности. 26. Вероятностная часть заработка, которая может быть получена (или не получена) работником в зависимости от выполнения (или не выполнения) им определенных дополнительных тру­довых заданий. 27. Движение назад, изменение к худшему. 28. Способы облегчения и совершенствования трудовой деятельности человека. 30. Необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений реаль­ного мира, определяющая этапы и формы развития природы и общества. 31. Вознаграждение или благо, способное побудить человека к более ак­тивной деятельности. 32. Участие работников в процессе труда.

ЗАНЯТИЕ 2. Трудоспособное население и трудовые ресурсы

Цель занятия: усвоить основную терминологию, характеризующую трудовой потенциал Республики Беларусь. Форма проведения: тестирование.

Задание: среди приведенных вариантов ответа нужно определить правильный, обосновать его правильность; доказать неправильность остальных ответов.

1. Население в трудоспособном возрасте:

1) женщины и мужчины 16-59 лет;

2) женщины 16-54 и мужчины 16-59 лет.

2. Трудоспособное население - это:

1) женщины 16-54 и мужчины 16-59 лет;

2) все население в трудоспособном возрасте;

3) все население в рабочем возрасте;

4) совокупность лиц в рабочем возрасте, способных по своим психофи­зиологическим данным к участию в трудовом процессе;

5) лица 16-59 лет за исключением неработающих инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях.

3. Экономически активное население - это:

1) часть населения, предоставляющая свой труд для производства това­ров и услуг;

2) работающее (занятое) трудоспособное население;

3) безработные, стремящиеся найти работу;

4) работающее и неработающее трудоспособное население;

5) все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в от­пусках по беременности, родам и уходу за ребенком.

4. Трудовые ресурсы - это:

1) все трудоспособное население страны;

2) трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

3) работающие в трудоспособном возрасте;

4) работающее и неработающее трудоспособное население, а также ра­ботающие моложе и старше трудоспособного возраста;

5) часть населения страны, обладающая необходимым физическим раз­витием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики.

ЗАНЯТИЕ 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь

Цель занятия: овладеть знанием структуры рынка труда, проблемами занятости и безработицы.

Форма проведения: студенческая конференция. Темы выступлений (выбираются студентами):

1. Занятость как социально-экономическая категория.

2. Эффективность гибких форм занятости.

3. Молодежная безработица.

4. Женская безработица.

5. Экономическое поведение безработных мужчин и женщин в зависи­мости от длительности безработицы.

Рекомендуемая литература:

1. Молодежная безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Со­коловой Г.Н. Мн., 1994. С. 17-27.

2. Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соко­ловой Г.Н. Мн., 1995. С. 9-29.

3. Гибкие формы труда как механизм регулирования занятости // Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1998. С. 174-178.

4. Занятость и безработица в Республике Беларусь // Управление трудовыми ресурсами: социально-экономический аспект. Мн., 2002. С. 72-85.

5. Экономическое поведение безработных в контексте длительности безрабо­тицы. Мн. 1997. С. 39-50.

ЗАНЯТИЕ 4. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов

Цель занятия: приобретение знаний в области миграции населения в Республике Беларусь, его территориальной мобильности, возрастного и национального состава.

Форма проведения: решение задач.

Задание первое: рассчитать и проанализировать структуру миграции населения между РБ и странами бывшего СССР.

Задание второе: рассчитать численность населения республики в трудоспособном возрасте.

Распределение населения по возрастным группам

Исходные данные:

Задание третье: проанализировать возрастную структуру населения Беларуси.

Исходные данные:

Возрастная структура населения (на начало года)

Задание четвертое:проанализировать структуру населения Республики Беларусь по национальному составу. Исходные данные:
Национальный состав населения (по данным переписей населения, человек)

  Задание пятое: проанализировать динамику населения республики. Исходные данные:

Численность населения Республики Беларусь (на начало года)

Задание шестое: на приведенном примере проанализировать проти­востояние старших и младших возрастных групп населения, трудовые и социальные отношения участников случившегося.

«Население деревеньки Лапки, что затерялась среди болот и лесов Столбцовщины, уже который день пребывает в состоянии шока. Тела колхозных пенсионерок, бабушек Вали и ее соседки Ефросиньи, обнаружили односельчане...

Предполагается, что неизвестный убийца проник в дома одиноких бабуль через окно. Как заметили корреспонденту в Аталезском сельсовете, на территории которого находится деревня Лапки, жили Валентина Павловна и Ефросинья Ивановна тихо и довольно скромно. И, тем не ме­нее, по словам прокурора Столбцовского района Сергея Метельского, среди мотивов преступления значится и... корысть. Бабули накануне получили пенсию, которая и привела в их жилище «хвост» в виде головорезов (7 дней, № 21, 26.05.01 г., с. 12). Злодеяние совершил 23-летний городской житель, выходец из этой же деревни».

Вспомогательные вопросы:

1. Какие возрастные группы населения представлены в анализируемом событии?

2. В чем возрастные и ролевые особенности этих возрастных групп?

3. По поводу чего возникло противоречие между ними?

4. Какие меры профилактики преступлений можно предложить в дан­ном случае?

Дополнительные данные для дискуссии:

Справка о пенсиях

ЗАНЯТИЕ 5. Территориальная мобильность рабочей силы

Цель занятия: проанализировать миграционную ситуацию в Беларуси основные потоки, тенденции, издержки и эффективность.

Форма проведения: игровая ситуация «Выбираю деревню на жительство».

«Николай Григорьевич доверчиво, просто, с удовольствием и подробно рассказывал, что он сам - деревенский, давно оттуда уехал, работал всю жизнь на складах, а теперь, под старость, потянуло опять в деревню...» (Шукшин В.М. Рассказы. М, 1975. С. 30).

«В какой стране Вы хотели бы жить? Ответ патриота сразит своей преданностью: «В своей». Космополит же удивит неслыханным циниз­мом: «В той, где мне будет хорошо». Но хорошо, как известно, там, где нас нет. А стало быть, в любом случае человеку будет казаться, что иде­альная для жизни страна где-то далеко... Безусловными лидерами в оценке персонального понимания белорусами оптимистического будущего являются Германия и США. Жить так, как живут в этих странах, хотели бы 36,8 и 17,8 % опрошенных. Далее в этом списке следуют Польша, Швеция, Швейцария, Литва и Латвия. Не очень большой процент имеет Россия. Но есть и достаточное количество тех, кому жизнь в Беларуси кажется идеальной (18,7 %).

Мнение экспертов ООН, которые ежегодно составляют рейтинги стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала: в этих рейтингах традиционно лидируют Канада, Норвегия, США, Австралия, Исландия. Германия находится лишь на 14-м месте.

Неустроенность жизни вполне естественно поднимает вопрос о потенциале эмиграции. Какое количество жителей Беларуси хотело бы покинуть свою страну? Показатель довольно тревожный - одна треть бело­русов (35 %) готовы это сделать. В списке стран, куда бы хотели поехать жить граждане нашей страны, лидируют Германия, США и Польша.» (Из статьи Шендрик М. Не покидай родимую без нужды // 7 дней. № 24 (16.06.01 г.). С. 2.

Справка 1.

По численности населения Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. Среди ев­ропейских государств десятимиллионное население имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская республика и Югославия. (Насе­ление Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000. С. 7).

Справка 2.

Индекс стоимости жизни в различных городах мира: первое место по дороговизне Токио (стоимость проживания в столице Японии - 140 усл. баллов); 7-е место в списке Нью-Йорк - 100 усл.баллов; 4-е место в мире и самый дорогой город Европы - Осло; на 13-е место «откатилась» Моск­ва. (Труд. 10 июля 2001 г. С. 3).

Схема. Алгоритм проведения игры

Вопросы для обсуждения:

1.В какой стране Вы живете и почему?

2.В какой стране Вы хотите жить и почему?

3.В какой стране Вы хотели бы, чтобы жили ваши дети и почему?

ЗАНЯТИЕ 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов

Цель занятия: определить прогрессивные тенденции реструктуриза­ции экономики.

Форма проведения: научный диспут «Какая отрасль нам нужней?» Функциональные роли выбирают студенты:

- премьер-министр.

Представители силовых министерств:

- министр внутренних дел;

- министр обороны;

- министр по чрезвычайным ситуациям.

Представители функциональных министерств:

- министр труда и социальной защиты;

- министр экономики;

- министр финансов;

- министр статистики и анализа.

Представители отраслевых министерств: промышленности; сельско­го хозяйства и продовольствия; лесного хозяйства; архитектуры и строи­тельства; транспорта и коммуникаций; связи и информатизации; торгов­ли; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; образования; культуры. (Наименования отраслевых министерств уточнены в соответ­ствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г.)

Представители отраслей промышленности: министр энергетики; ми­нистр машиностроения; министр химической промышленности; министр легкой промышленности; министр пищевой промышленности.

Производственное задание: каждый участник выбирает статистиче­ские данные по своей отрасли и на их основе пытается отстоять право своей отрасли на существование и развитие.

«- Автослесарем значит после техникума станешь, - осматривая раз­битую голову 18-летнего парня, осведомляется заведующий приемным отделением Сергей Прокофьев. - Хорошая профессия, за пару часов смо­жешь заработать столько, сколько врач за месяц... Да ну-у-у, - растягива­ется в недоверчивой улыбке пациент.

- Не верит, - обращается ко мне врач. - Сегодня начинающий трав­матолог получает около 24 тысяч в месяц, заведующий с первой квали­квалификационной категорией - около 38. И это за такую каторжную работу!» (Мытько О. Почему трудно быть травматологом // 7 дней. № 40. (30.09.00 г.). С. 7.

Распределение численности населения Беларуси и России по отраслям экономики (в процентах к итогу)

Схема. Алгоритм проведения дискуссии

ЗАНЯТИЕ 7. Экономические и социальные методы и механизмы управления трудовыми перемещениями

Цель занятия: научиться, смотря по ситуации, использовать и совме­щать разные методы хозяйствования и управления трудовыми перемеще­ниями работников.

Форма проведения: игровая ситуация «Если бы директором был я...». Каждый из студентов предлагает свой вариант ответа: «Если бы директором был я, то в практике управления трудом и трудовыми ресурсами изменил бы следующее...».

Примерные варианты ответов:

«Если бы директором была я, то заменила бы название «пенсия по старости» на название «пенсия по труду». Ведь эта пенсия назначается не каждой женщине, когда ей «стукнуло» 55, а только той, которая к этому времени проработала не менее 20 лет. Значит старость тут ни причем. Все дело в стаже работы».

«Непременно ввела бы в школах урок танцев (пению у нас ведь учат и тех, кому медведь на ухо наступил!). Танцы - это не просто развлечение. Танцы - это, прежде всего, прекрасное средство общения. Так кому же, как не школе, заняться воспитанием культуры этого общения».

«...На щитах, которые окружают стройки, в добавление к написанному - наименованию объекта, названию строительной организации и фамилии прораба - добавил бы: срок ввода в эксплуатацию. Тогда все написанное на таких щитах поставило бы стройку под всеобщий контроль».

«Если бы директором был я, - написал в редакцию «Литературной газеты» заведующий общественной приемной «Забайкальского рабочего» Г, Швец, - то изменил бы порядок, при котором усыновленные дети не приравниваются к родным» (по страницам «Литературной газеты»).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: