Самостоятельная управляемая работа

Требования к контролю результатов самостоятельной работы.

В образовательном процессе контроль результатов самостоятельной работы выполняет ряд функций:

1) информационную – свидетельствует о степени усвоения изучаемого материала, развитии способностей, приобретении знаний, умений, навыков;

2) диагностическую – определяет образовательный результат в зависимости от личностных приращений знаний, умений, навыков;

3) мотивационную – стимулирует активность в учебе, побуждает к самостоятельной работе;

4) воспитательную – формирует адекватную самооценку учебной деятельности.

Полученная в результате контроля результатов самостоятельной работы информация используется для анализа успеваемости.

Для выполнения контроля результатов самостоятельной работы следует придерживаться определенных требований:

1. Контроль результатов самостоятельной работы должен носить всесторонний характер, охватывая все разделы программы и обеспечивая проверку знаний, умений и навыков по данной дисциплине.

2. Индивидуальный характер контроля результатов самостоятельной работы, учитывающий особенности личных качеств слушателям.

3. Систематичность, регулярность контроля результатов самостоятельной работы стимулирует непрерывный процесс обучения, стремление к новым, более высоким результатам.

4. Доброжелательность, доверие, незлобливость, что снимает напряжение в аудитории.

5. Объективность контроля результатов самостоятельной работы, справедливость оценки отражает адекватность уровня знаний, навыков, умений; нельзя увязывать оценку результатов деятельности с оценкой личности.6. Разнообразие форм и методов контроля результатов самостоятельной работы, оценка репродуктивной и продуктивной деятельности слушателя. Репродуктивная память включает узнавание и воспроизведение усвоенной информации. Продуктивная – это эвристическое и творческое использование учебного материала. Эвристический уровень предполагает самостоятельное «производство» субъективно новой информации. Творческий уровень – получение объективно новой информации.

Образовательный курс имеет стандарт, где сформулированы требования к уровню подготовки слушателя данного учреждения. Степень усвоения слушателем учебного материала отражает оценка. Способы выражения оценки различны – это устные суждения преподавателя, письменные качественные характеристики. О качестве знаний и навыков слушателя судят на основании ряда критериев:

во-первых, полнота, измеряемая знанием программного материала;

во-вторых, глубина, характеризующаяся совокупностью осознанных существенных связей между составными частями материала;

в-третьих, структурированность – осознание иерархии и последовательности некоторой совокупности знаний;

в-четвертых, гибкость – готовность к самостоятельному поиску методов исследования, самостоятельному осознанному толкованию материала;

в-пятых, обобщенность – способность слушателя подвести конкретные знания под обобщения;

в-шестых, конкретность – готовность показать конкретное как проявления обобщенного.

С учетом вышеописанных критериев в традиционной системе оценки определяют четыре уровня:

1) слушатель владеет в полной мере учебным программным материалом и применяет на репродуктивном и продуктивном уровнях;

2) достаточно полное знание слушателем учебно-программного материала и применение на репродуктивном уровне;

3) недостаточное знание слушателем основного учебно-программного материала и ошибки в применении;

4) отсутствие у слушателя знаний по значительной части основного учебно-программного материала.

Преподаватель обязан разъяснить обучаемому критерии оценки и обучить навыкам самооценки.

Оценку необходимо отличать от отметки. Если оценка представляет собой качественный параметр результатов деятельности, то отметка – это количественный параметр, система знаков в виде числа, буквы, кодовых сигналов.

Происходит прямое общение преподавателя и студента. Письменный контроль, позволяющий одновременно контролировать деятельность и развивать навыки письменного изложения мыслей.

Смешанный метод, сочетающий в себе устную и письменную проверку результатов самостоятельной работы.

В системе высшего образования используются следующие формы контроля:

• предварительный контроль результатов самостоятельной работы – позволяет получать сведения об исходном уровне результатов самостоятельной работы слушателя;

• текущий контроль результатов самостоятельной работы – отражает степень восприятия текущего материала;

• промежуточный контроль результатов самостоятельной работы – оценивает ход изучения данной дисциплины через определенные интервалы времени;

• итоговый контроль результатов самостоятельной работы – завершает изучение той или иной дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: