Требования к контролю результатов самостоятельной работы.
В образовательном процессе контроль результатов самостоятельной работы выполняет ряд функций:
1) информационную – свидетельствует о степени усвоения изучаемого материала, развитии способностей, приобретении знаний, умений, навыков;
2) диагностическую – определяет образовательный результат в зависимости от личностных приращений знаний, умений, навыков;
3) мотивационную – стимулирует активность в учебе, побуждает к самостоятельной работе;
4) воспитательную – формирует адекватную самооценку учебной деятельности.
Полученная в результате контроля результатов самостоятельной работы информация используется для анализа успеваемости.
Для выполнения контроля результатов самостоятельной работы следует придерживаться определенных требований:
1. Контроль результатов самостоятельной работы должен носить всесторонний характер, охватывая все разделы программы и обеспечивая проверку знаний, умений и навыков по данной дисциплине.
|
|
2. Индивидуальный характер контроля результатов самостоятельной работы, учитывающий особенности личных качеств слушателям.
3. Систематичность, регулярность контроля результатов самостоятельной работы стимулирует непрерывный процесс обучения, стремление к новым, более высоким результатам.
4. Доброжелательность, доверие, незлобливость, что снимает напряжение в аудитории.
5. Объективность контроля результатов самостоятельной работы, справедливость оценки отражает адекватность уровня знаний, навыков, умений; нельзя увязывать оценку результатов деятельности с оценкой личности.6. Разнообразие форм и методов контроля результатов самостоятельной работы, оценка репродуктивной и продуктивной деятельности слушателя. Репродуктивная память включает узнавание и воспроизведение усвоенной информации. Продуктивная – это эвристическое и творческое использование учебного материала. Эвристический уровень предполагает самостоятельное «производство» субъективно новой информации. Творческий уровень – получение объективно новой информации.
Образовательный курс имеет стандарт, где сформулированы требования к уровню подготовки слушателя данного учреждения. Степень усвоения слушателем учебного материала отражает оценка. Способы выражения оценки различны – это устные суждения преподавателя, письменные качественные характеристики. О качестве знаний и навыков слушателя судят на основании ряда критериев:
во-первых, полнота, измеряемая знанием программного материала;
во-вторых, глубина, характеризующаяся совокупностью осознанных существенных связей между составными частями материала;
|
|
в-третьих, структурированность – осознание иерархии и последовательности некоторой совокупности знаний;
в-четвертых, гибкость – готовность к самостоятельному поиску методов исследования, самостоятельному осознанному толкованию материала;
в-пятых, обобщенность – способность слушателя подвести конкретные знания под обобщения;
в-шестых, конкретность – готовность показать конкретное как проявления обобщенного.
С учетом вышеописанных критериев в традиционной системе оценки определяют четыре уровня:
1) слушатель владеет в полной мере учебным программным материалом и применяет на репродуктивном и продуктивном уровнях;
2) достаточно полное знание слушателем учебно-программного материала и применение на репродуктивном уровне;
3) недостаточное знание слушателем основного учебно-программного материала и ошибки в применении;
4) отсутствие у слушателя знаний по значительной части основного учебно-программного материала.
Преподаватель обязан разъяснить обучаемому критерии оценки и обучить навыкам самооценки.
Оценку необходимо отличать от отметки. Если оценка представляет собой качественный параметр результатов деятельности, то отметка – это количественный параметр, система знаков в виде числа, буквы, кодовых сигналов.
Происходит прямое общение преподавателя и студента. Письменный контроль, позволяющий одновременно контролировать деятельность и развивать навыки письменного изложения мыслей.
Смешанный метод, сочетающий в себе устную и письменную проверку результатов самостоятельной работы.
В системе высшего образования используются следующие формы контроля:
• предварительный контроль результатов самостоятельной работы – позволяет получать сведения об исходном уровне результатов самостоятельной работы слушателя;
• текущий контроль результатов самостоятельной работы – отражает степень восприятия текущего материала;
• промежуточный контроль результатов самостоятельной работы – оценивает ход изучения данной дисциплины через определенные интервалы времени;
• итоговый контроль результатов самостоятельной работы – завершает изучение той или иной дисциплины.