Барокко

В ХVII веке первенство в производстве узорных тканей перешло к Франции, чему в большой степени способствовали усовершенствования узорного ткацкого станка, сделанные в ХVI веке одним из жителей города Нима и в 1665 году лионцем Дангоном. В немалой мере этому способствовали успехи Франции в выработке гобеленов (шпалер).

В эпоху барокко Италия теряет былое первенство в области художественного текстиля. Разумеется, производство тканей продолжается в различных городах. В Венеции изготовляются ткани с узором из мелких мотивов и однотонный бархат с декоративным контрастом участков разрезанного и неразрезанного ворса. Излюбленными мотивами декора являются извилистые растительные побеги и удлиненные овалы, нередко орнамент чрезмерно перегружен. Во Флоренции производят традиционные узорчатые шелка с растительным рисунком и даже с мелкими человеческими фигурками.

Первенство в художественном ткачестве переходит к Франции. После периода зависимости от Италии французское текстильное искусство приобретает стилистическую самостоятельность и от чрезмерной перегрузки декора постепенно приходит к гармоничной умеренности. С этим периодом связана деятельность крупнейшего мастера текстиля - лионца Клода Дантна. К 1605 г. он изобретает станок, позволяющий получать крупный и многоцветный узор. Французское ткачество окончательно освобождается от подражания итальянцам и скоро превосходит их. Получив от Генриха IV льготные права, Дангон основывает в Лионе большую мануфактуру, продукция которой вытесняет привозные ткани. Дангон обладал талантом организатора, технолога и художника, столь редко сочетающимися в одном человеке. В Лионе создаются разнообразные ткани, и в том числе атласы, отличающиеся мелким и тонким растительным узором со светотеневой разработкой, затканные золотыми и серебряными нитями. Орнамент имеет симметричное расположение, цветы стилизованы, хотя и не лишены реалистичности. Соя данные Дангоном модели тканей, свидетельствующие о независимости его стиля от художественной диктатуры Лебрена, пользовались успехом в течение целого столетия.

Роскошный орнамент состоит почти исключительно из цветов, иногда к ним добавляются плоды. Цветы, как правило, крупнее натуральной величины, часто объединяются в букеты. Встречается и пейзажно-садовый декор, изредка включающий руины, архитектурные мотивы или детали кораблей. Фоны Обычно однотонные и по море приближения к концу ХVII в. все больше освобождаются от прежнего орнаментального изобилия. Краски узоров чистые и яркие. Как и изделия других эпох, они дошли до нас ужо поблекшими, учинившими былую сочность. Для обивки мебели используют штоф или брокатель с четким рельефом, рытый бархат, обычный рисунок обивочных тканей - величественные цветы и букеты. Крупные цветы очень украшают большие кресла, царственный вид которых характерен для барочной мебели. Прекрасные качества французской продукции объяснялись, в частности, строгой регламентацией и контролем производства и высокой квалификацией ткачей. Звание мастера требовало пятилетней работы в качестве подмастерья и двухлетней и качестве помощника с обязательным

выполнением "шедевра" после каждого срока, однако этот строгий канон, оговаривавший каждую мелкую деталь, ограничивал творческую свободу ремесленника

Художественная вышивка развивается, все больше тяготея к живописи. Вместо того чтобы писать картину кистью, ее создают с помощью иглы, добиваясь эффектов объемности и перспективы. Изготовляются вышивки с религиозной тематикой для церквей; назовем среди них овальные панно "Ученики в Эммаусе" и "Сошествие Святого духа" (оба в Музее ткани в Лионе). Вышивка с высоким рельефом из золоченых нитей в сочетании с другими украшениями- блестками, кружевами, шелковыми и серебряными лентами - придавала вид необычайной важности и пышности костюмам знатных вельмож Версаля.

Рококо

В эпоху рококо Италия теряет многовековое первенство в области художественного текстиля и уступает свое место Франции. в период регентства во Франции производятся затканные золотом и полихромные шелка с цветочным упором вязью или все еще симметрично расположенными букетами. Одно временно намечается тенденция к реалистической трактовке цветов. При Людовике ХV крупные цветы, украшавшие ткани в стиле Людовика ХIV, заменяются изображением цветов в натуральную величину.

Примерно с 1750 г. композиция узора, основанная до того на прямых вертикальных линиях, становится волнообразной, а во второй половине века полностью криволинейной. Изогнутые контуры отграничивают ячейки с букетами, а нередко и сами изображают отдельные цветы или пучки цветов. Встречается рисунок с чередованием волнистых линий на фоне россыпи мелких цветочков. Появляются два новых вида тканей - муар и синель, их красители отличаются замечательной стойкостью. Около 1730 r Р. Куртуа начал изображать предметы на тканях но и локальных тонах, асо светотеневой нюансировкой, позднее Ж. Ревель, автор многих моделей рисунков для шелка, разрабатывает узор с тонкими полосками, позволяющими получить эффект полутонов.

Среди богатых коллекций Музея истории ткани в Лионе имеются несколько образцов, типичных для эпохи рококо. На одном панно из обивочного белого атласа, затканного разноцветным шелком, волнистые линии обрамляют композицию по эскизу Ж. Ревеля; эта композиция носит название "Путешествие на Цитеру" и изображает амура верхом на дельфине, плывущего к античному храму. Другой экспонат музея - ткань для одежды из золотых и серебряных нитей, затканная разноцветным шелком, исполнена по личному заказу маркизы де Помпадур. Между волнистыми лентами рисунка чередуются букет и башня (намекающая на герб маркизы), окруженная гирляндой цветов. Парчовая риза с цветочным узором из серебряной нити и цветного шелка выдает китайское влияние: к тому же на этой ткани мы видим паланкин с "китайским болванчиком" и китайчонком. Влияние Китая проявляется и в создании полосатой шелковой ткани, которая так и называется пекинской. Лионские текстильные предприятия работают очень активно, чему способствует и установившийся в ту эпоху обычай обновлять каждый год, а в иных семьях и по нескольку раз в году обивку сидений и стен. Лион, расположенный довольно далеко от Парижа, производит мало тканей с декором рокайль. Несмотря на это, лионский текстиль находит широкий сбыт по всей Европе.

Производство кружев. Быстрое развитие этого искусства началось с расцветом Алансона, получившего от Кольбера особые привилегии. Во Франции выделываотся кружево с крупной ячейкой (в Седане) и с мелкой (Анансон) шитое и плетеное (Валансьен, Шантильи, Пюи). Орнамент кружев включает цветы, листья и даже завитки рокайля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: