Орнаментация ткани

Узор на ткани можно получить двумя способами: в процессе ткачества определенным переплетением нитей основы и утка и в процессе отделки готовой ткани - вышивкой, набойкой или выбойкой.

Тканый рисунок начинает преобладать над вышитым в Древнем Египте. В Греко-Римский период, по словам Марциала, "нильский челнок победил вавилонскую иглу". Ряд узоров, применявшихся египтянами, был позаимствован у вавилонян, но были созданы и оригинальные узоры. Типично египетским узором того времени был узор в виде поперечных или лучеобразно расходящихся полос. Широко применялся геометрический орнамент из ромбов, клеток, кружочков и точек. Гораздо меньше в узорах было растительных мотивов, и лишь иногда использовались фигурки животных и людей. В период ХХV династии модными становятся ткани с изображением сцен из египетской мифологии.

Подавляющая часть узоров Древнего Египта выполнялась в технике так называемого паласного ткачества, когда узор одинаков на лицевой и изнаночной сторонах ткани. С IV века до н. э. Египет становится одним из важнейших центров эллинистического искусства. В это время гладкие ткани уступают место узорным, а новоегипетские (александрийские) и позднее коптские узоры оказали сильное влияние на украшение тканей во всех близлежащих странах.

Величайшими декораторами были копты, искусство которых сложилось в начале нашей эры. Климатические условия Египта полностью сохранили для нас ткани коптов. Раскопки поселений коптов начались в ХIХ веке, а анализ найденных тканей показал, что все узоры коптских тканей выполнены в технике паласного ткачества без использования иглы. Узор ткали непосредственно или на гладкую ткань нашивали части узорной ткани. Коптские ткани преимущественно изготовляли из льна, хотя для утка использовали также цветные шерстяные нити.

Для получения узоров копты широко применяли различные геометрические фигуры типа круга, звезды, зигзагообразные и изгибающиеся линии, в меньшей степени, растительный орнамент и стилизованные изображения животных. Новый этап в развитии коптского искусства начался после покорения Египта греками, а затем римлянами. Обогатившись эллинистическими элементами, коптское искусство не потеряло своей самобытности. Стали применяться крупные ромбовидные узоры с розетками растительного и животного характера внутри ромбов. Появились ткани с сюжетными рисунками из греческой и римской мифологии. Одновременно продолжали развиваться коптские традиции украшения тканей яркими многоцветными рисунками, в том числе рисунками жанрового и аллегорического характера. После распада Римской империи Египет становится провинцией Византии. В 431 году происходит раскол между греческой и египетской церквами и эллинистические элементы в коптских тканях начинают исчезать. Узоры становятся симметричными и геометрически правильными, растительные формы и изображения животных начинают преобладать над геометрическими узорами. Иногда стилизация уступает место вполне натуральным изображениям. В VII веке Египет завоевывают арабы и коптское искусство украшения тканей постепенно отмирает.

Отсутствие достоверных источников не позволяет нам говорить о времени зарождения узорного ткачества в Греции, однако по вазовой живописи можно судить о том, что до VI века до н. э. среди правящей верхушки отдавали предпочтение узорным тканям. В эллинистическую эпоху узорные ткани снова входят в моду. Греки не любили сложных композиций. Основой их узоров был рисунок, созданный на основе геометрических фигур: сначала как подражание вавилонским тканям, а затем более усложненный с крупными ромбовидными и квадратными клетками. Геометрические фигуры дополнялись звездами, элементами растительного орнамента и в более позднее время изображениями животных.

Римляне не создали собственных ткацких узоров, но они объединили и распространили достижения различных народов, населявших их обширную империю.

Преемницей ткацкого искусства римлян стала Византия, ткани которой можно увидеть во многих музеях мира. Удобное географическое положение Византии способствовало распространению византийских тканей, как в Европе, так и в Азии.

На узоры византийских тканей помимо античных традиций большое влияние оказывал Восток. В результате слияния западной и восточной культур были созданы ткани, которые с полным основанием можно назвать одним из наивысших достижений мирового ткачества.

В истории византийского искусства украшения тканей обычно выделяют три периода (V-VI, IХ-ХI, ХIV-ХVI века), связанные с социально-экономическим положением государства. В первый период узорные ткани вырабатывались для императорского двора и знати. Их отличает светский характер рисунков, свободная переработка образцов античного или восточного искусства. Во второй период усиливается восточное влияние. Многие рисунки воспроизводят в переработанном виде узоры сасанидских тканей, наблюдается отход от сухих канонов религиозных сюжетов. В это время изготовляются сложные многослойные парчовые ткани. Среди узоров господствуют рисунки с фантастическими животными, обрамленными растительным орнаментом, сцены охоты. В последний период восточное влияние менее заметно. Ослабление могущества Византии ощущается и в украшении тканей. Заметны частые обращения к прошлому, поиски утраченных национальных мотивов, рисунки "грубеют" и уступают по тонкости и качеству исполнения рисункам тканей второго периода.

Византийское ткацкое искусство оказало сильное влияние на искусство Европы. Отдельные элементы этого искусства прослеживаются в великолепных памятниках русского зодчества: Дмитровском соборе во Владимире и Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Вся поверхность стен Георгиевского собора покрыта вырезанными из камня изображениями людей, львов, гепардов, кентавров, грифонов, птиц-сиринов в обрамлении фантастических растительных форм.

В начале нашей эры крупное производство шелковых узорных тканей существовало в сасанидскои Персии (236- 636 годы). Персидские ткани, как правило, выполнялись в технике ручного паласного ткачества и в традициях, восходящих к ассиро-вавилонскому искусству и иногда искусству Египта. Главными темами узоров были охота, стрельба, конная езда, прославление власти. Рисунки насыщены различными животными, символами могущества и власти. В сасанидских тканях впервые появляются стилизованные изображения "жертвенника огня" и "древа жизни". Как правило, узоры симметричны относительно центральной оси, проходящей вдоль ткани. Узоры часто помещаются в круг, реже встречаются полосатые рисунки. Изображения многочисленных животных - львов, лошадей, оленей, козлов, павлинов, уток, петухов (священных птиц в зороастризме), а также фантастических грифонов, полузверей-полуптиц - покрыты различным орнаментом. Сасанидская Персия славилась также коврами.

Таковы краткие характеристики крупнейших центров производства и украшения тканей в древности и в начале нашей эры.

В дальнейшем искусство украшения ткани развивалось на основе традиций, заложенных древними мастерами, и с учетом местных особенностей. Особенно большой вклад в развитие этого искусства внесли Персия, Испания периода арабского господства, Италия и Франция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: