Новое время

Художественный текстиль относится к числу менее интересных видов прикладного искусства нового времени. Возможно, это объясняется тем, что большая часть тканей этой эпохи исчезла, а сохранившиеся образцы выцвели и утратили гармоничность тонов.

Рисунки лионских шелков после 1830 г. имитируют старинные образцы эпохи Людовика ХV и Людовика ХVI. При Наполеоне III во вкусе разбогатевшей буржуазии создается броский и помпезный декор. В узорах тканей вновь появляются цветы, но не мелкие, изящные цветочки стиля Людовика ХVI, а огромные и яркие. Затем пышные узоры сменяются блеклыми и унылыми коричневыми цветами на бежевом фоне.

Набивные ткани 1830-х г. из хлопка можно разделить на две группы: ткани в стиле Жуй с мотивами охоты, выполненными в манере К. Берне разными тонами одного цвета, и ткани эльзасского производства с цветами на полосатом фоне. Около 1860 г. производятся так называемые "персидские" набойки, рисунок которых - крупные стилизованные цветы - сходен с декором шелка. Набойка по шерсти со светлыми цветами на синем фоне используется для драпировочных и обойных материалов.

В Англии У. Моррис создает ткани с цветочным узором, который заполняет почти все пространство и при этом сохраняет гармоничность.

Дальнейшая эволюция декора вполне закономерна для этого времени: натуральные, хотя и увеличенные, цветы эпохи Второй империи сохраняют в 1900-е гг. близость к природным, но приобретают подчеркнуто изогнутые линии. Затем они становятся более холодными и искусственными, а под влиянием кубизма постепенно теряют связь с природой, превращаясь в треугольники, полукруги и другие геометрические фигуры.

С другой стороны, вновь входят в моду более жизнерадостные тона. Среди изделий лионской шелкоткацкой фирмы "Бьянкини-Ферье" мы встречаем и шелк-броше по рисунку Ириба с красно-золотым декором в виде кубков с двумя розами по черному фону, и рисунки с мотивом диких зверей в джунглях по эскизу Рауля Дюфи, и переливчатый атлас, и "ананасы" по рисунку Мартена. Все приведенные образцы свидетельствуют об обновлении расцветок и повороте к чистым и ярким краскам. Эти новые веяния в значительной степени связаны со знаменитыми постановками русского балета, который в 1909 г. был своего рода фейерверком, произведшим подлинный переворот (разумеется, не только в области текстиля). Публика утратила вкус к томной изысканности лиловых и бледно-серых тонов. Вслед за известным модельером П. Пуаре художники смело применяют яркие краски и резкие сочетания, например оранжевого с черным, не боясь покоробить вкусы публики, которая с восторгом принимает новые расцветки и узоры.

Стиль "ар деко" нашел широкое применение в области художественного текстиля. Отметим ткани с цветочным декором из мастерской "Мартина", основанной П. Пуаре. В великолепном убранстве интерьеров и меблировке, созданных Рульманном, обойные ткани занимают очень важное место. В дальнейшем разные страны, и в частности Германия, производят ткани с асимметричными абстрактными мотивами. Не лишенные декоративных достоинств, они не обладают все же праздничной нарядностью, которой должна отличаться художественная декоративная ткань. Позднее стали практиковать набойку с помощью шелкового экрана - метод, позволяющий получать очень ограниченный тираж. В такой технике с небольшим количеством красок без полутонов были выполнены настенные панно как с абстрактным, так и с фигуративным орнаментом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: