Предпосылка инновационной активности то, что на- страивает людей, организацию, общество на инновацион- ные действия – новые потребности и новые проблемы.
Инновационная активность людей и организаций как сознательное, целенаправленное действо разворачивается как деятельность по преобразованию, изменению, суще- ствующих, сложившихся деятельностей.
Эта деятельность над деятельностью (как говорят фи- лософы от инноватики – метадеятельность) и называется инновационной.
Понятие инновационная деятельность – ключевое для анализа инновационных процессов. Отвечая на вопросы: кто, по каким причинам, с каким потенциалом, какими возможно- стями включается в инновационную работу и как он её дела- ет, мы собственно и прогнозируем судьбу нововведения.
Понятие же инновационность среды соединяет насто- ящее инновационного процесса с его будущим. Природные, экономические условия, социальные и психологические особенности организаций и людей среды – вот то «питатель- ное пространство», в котором расцветает или вязнет инно- вация. Судьба осваиваемого новшества зависит от его спо- собности «вписаться» в среду. Эта адаптируемость, приспо- собляемость к среде имеет два слоя: социокультурный – со- отношение новшества с нормами и ценностями людей сре- ды и организационный – вписывание новшества в устрой- ство и функционирование организации.
|
|
Процесс адаптации, а точнее взаимоадаптации нового и организации имеет этапы: восприятие новшества – соб- ственно взаимная адаптация – рутинизация или отвержение.
Восприятие новшества происходит поэтапно: вос- приятие как узнавание о новом, восприятие как формирова- ние образа нового (этот смысл ближе всего к психологическо- му понятию восприятия) и восприятие как воспринятие – с чего и начинается решение об использовании новшества.
Наиболее известная в инноватике схема принятия ре-
шения о нововведении включает пять шагов:
– ознакомление (его итог – первоначальное знание о новшестве);
– появление интереса (следствие – поиск дополни- тельной информации);
– оценка (решение попробовать, поиск конкретной ин- формации, необходимой для опробывания);
– апробация (на этом этапе возможен отказ от нововве- дения);
– принятие окончательного решения об использова- нии – неиспользовании новшества.
За восприятием новшества стоят сложные комплексы личностных, межличностных, внутри- и внеорганизацион- ных причин, а также особенности самой инновации.
Словосочетание, объединяющее все эти причины и осо- бенности, – инновационный потенциал.
Интересный исследователь от инноватики М.Ю. Елфи- мова подчёркивает: есть три облика инновационного потен- циала: инновационный потенциал новшества (то есть его возможности), инновационный потенциал социокультур- ной среды и инновационный потенциал организации.
|
|
Инновационный потенциал организации – это и спо- собности организации стимулировать создание новшества, и её восприимчивость к «приходящим» новшествам, и уме- ние своевременно избавляться от устаревших новшеств.
В качестве характеристик инновационного потенциала называют множество различных черт организаций.
Все эти разнообразные черты объединяются в три бло- ка: два базисных (предпосылки к инновациям) и один соб- ственно инновационный.
Базисные блоки: материально-финансовый (матери- альные и финансовые ресурсы организаций, возможности экономического стимулирования работников за работу по- новому) и кадровый (личностный инновационный потенци- ал работников организации вообще и руководителей в осо- бенности). Речь идёт прежде всего об их профессиональной и управленческой компетентности и творческости, креатив- ности).
Собственно инновационный блок включает цели, структуры, организационные особенности организаций как целого, а также специфику её взаимодействия со средой.
Инновационный потенциал как бы двуслоен. В нём есть основа, которая определяет возможности организации и человека в отношении нововведений вообще и более вре- менный, изменчивый слой, связанный с конкретными инно- вациями.
Главные характеристики основы – способность ра- ботников к творчеству в профессиональной деятельности и способность организации к саморазвитию.
Изменчивый слой описывается свойствами конкрет- ного новшества соотносительно, сопоставительно со свой- ствами организаций и отдельных работников.
Конкретней это звучит так: относительные преиму- щества нового в сравнении со старым, совместимость нововведения с существующими ценностями и опытом организаций и работников, сложностью новшества, воз- можность опробывать новое по частям, элементам, воз- можность распространения нового через общение.
В зависимости от позиции, должности воспринимаю-
щих новшества и особенностей организации одна и та же инновация может оказываться как лёгкой, малопроблемной, так и трудной, с напряжением и преодолением сопротивле- ния в ходе её реализации, развёртывания.
Такое сопротивление – нормальный процесс для любой более-менее серьёзной инновации. Нововведение осваива- ется, укрепляется через развитие противоречий между ста- рым, традиционным и новым.
В зависимости от силы противоречий различаются ин- новации радикальные (существенно меняющие структуру, содержание деятельности, ценности людей и организаций) и модифицирующие усовершенствовавшие, не требующие серьёзных изменений в сознании и деятельности людей (эта градация у нас уже появлялась).
В другой терминологии, подчёркивающей особенно- сти процесса таких нововведений, говорят о реадаптаци- онных и рутинных инновационных процессах.
Ещё раз подчеркнём – радикальные изменения, как подчёркивает Г.М. Елфимов, осуществляются как правило через реадаптационный процесс, требуют ценностных из- менений у работников и ломки структур и норм организа- ции, вплоть до «взрыва» целого и восстановления организа- ции как обновления её деятельности и целей.
Эти два типа инноваций требуют конечно различной работы организаторов нововведений. Если во втором (ру- тинном) варианте иногда достаточно адекватного инструк- тирования и обучения работников новым умениям, то в пер- вом (реадаптационном) – обучение умениям и информиро- вание имеет смысл, только при специальной работе с ценно- стями персонала и руководителей.
Условия снятия отчуждения в отношении инноваций по Ю. Вооглайду – это (группировка наша):
|
|
– социально-экономическая, нормативная, ценностная и деятельностная обеспеченность нововведения,
– учёт и регулировка ролевых и статусных позиций чле- нов организации,
– развитие компетентности, умелости участников инновационной работы,
– опора на авторитетные источники и авторитет- ных членов организации, поддержка чувства личной зна- чимости и положительной самооценки работников.
Такая работа требует особенных личностно ориентиро- ванных средств, форм обучения и развития руководителей и работников.
Мы имеем в виду прежде всего развивающие игры различные модификации которых (организационно- деятельностные игры Г.П. Щедровицкого и Б.В. Сазонова, инновационные игры В.С. Дудченко, практические игры А.И. Пригожина) возникли в нашей стране в конце семиде- сятых – первой половине восьмидесятых годов.
Инновационное обучение (термин явно неточен, но об этом позже)– одна линия управления нововведенческим процессом в организациях. Две других (по А.И. Пригожи- ну): подробная проработка, проектирование хода нововве- дения и консультирование процесса специалистом по ин- новациям.
И кратко о результатах инновационного процесса в от- ношении среды. Существуют два варианта влияния новше- ства на среду: среда меняется и среда не замечает иннова- ции (нововведение в этом случае может когда-нибудь повто- риться).
Всё что до сих пор у нас появилось «на карте инновати- ки» относится прежде всего к общей инноватике, к общему устройству открываемой нами страны.
Но нам необходима карта с более мелким масштабом, на которой бы отразились города, горы и поля конкретной, частной области: инноватики педагогической.