С.Д. Поляков


Слово инновация (innovation) как научное слово появи- лось в науке в конце XIX века в работах этнографов и обо- значало введение элементов одной культуры (в частности европейской) в другие культуры (например, в африканские).

9 Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагоги- ческий поиск», 2007. С. 10–11.


Но интерес к новому как теме размышлений появился отнюдь не в XIX веке.

Он имеет не меньшую историю, чем наука нового вре- мени.

Ещё Френсис Бэкон, один из величайших эрудитов сем- надцатого века, современник Галилея и предшественник Ньютона в трактате «Опыты и наставления нравственные и политические» выделил специальную главу «О новше- ствах». Именно из этой работы наш эпиграф: «Кто не хочет применять новые средства должен ждать новых бед».

Но чтобы новшества оказались предметом системати- ческого научного исследования, они должны были стать массовыми, значительными, противоречивыми и начать су- щественно влиять на жизнь общества.

Такая волна нововведений в быту, технике, науке, биз- несе поднялась и распространилась только на рубеже XX века. (Хотя уже люди XIX века воспринимали свою эпоху как время нарастающих изменений. Об этом писал в 1900 году Д. Уоллес, биолог, соратник Чарльза Дарвина, в кни- ге «Положительные и отрицательные итоги девятнадцато- го столетия»).

Первые теоретические идеи относительно роли и ме- ста новшеств в экономической теории, точнее в предпри- нимательской деятельности, появились в первые десятиле- тия XX века.

Пожалуй, наиболее последовательным из пионеров те- ории инновации был австрийский экономист Йосиф Шум- петер.

В 1912 году появилось первое издание книги двадцати- девятилетнего Йосифа «Теория экономического развития», сделавшего его знаменитым (в 1934 году вышло уже чет- вёртое издание, а параллельно перевод на итальянский, ан- глийский, французский, испанский, японский (!) языки). (В СССР эту книгу Й. Шумпетера издали только в 1982 году).


По Шумпетеру источник экономического развития – изобретения, воплощённые в предпринимательской дея- тельности.

Изобретатели-предприниматели – люди с особой «жил- кой», ориентированные на самоутверждение во внешнем мире, и обладающие развитым мотивом достижения.

Обнаружить таких людей в миробытие начала XX века было просто. Эдисон, Маркони, Форд – это только первые всплывшие в сознании имена.

Но для Й. Шумпетера изобретение только начало пути. За ним следует собственно инновация как судьба изобре- тения в фирме, в производстве, как следствие порождение спроса (а может само изобретение ответ на спрос) и распро- странение новшества.

Йосиф Шумпетер получил блестящее образование в аристократическом венском лицее Терезианума.

Чувство элитности, аристократизма, интеллектуаль- ного превосходства сопровождало Йосифа, вероятно, всю жизнь, но превратило его, как ни парадоксально не в над- менного властелина, а в интеллектуального пионера, веря- щего в силу новаторства, инноваторских, пионерских дей- ствий как механизма развития экономики, а значит и соци- альной жизни.

Умер Йосиф Алоиз Шумпетер в 1950 году, оставив на столе недописанную книгу, доказывающую любимую его идею последних лет, что капитализм уже не способен на «героическое», предпринимательское развитие, и на сме- ну ему грядёт монопольное экономическое хозяйство со- циалистического типа (?!). Жизнь не подтвердила ожидания венского аристократа. Эпоха «героических» капиталистиче- ских предпринимателей в 1980-ые годы вновь появилась (Б. Гейтс, С. Возняк и т. п.).

Одна из первых крупных идей, прижившихся в иннова- тике – представление российского экономиста Николая Кон-


дратьева о волнах конъюнктурности (в современных терми- нах инновационных волнах).

Его статья 1925 года и книга «Большие циклы конъ- юнктуры» 1928 года на имеющемся в распоряжении Ни- колая Дмитриевича статистическом материале показывает, что волна роста, а затем спада потребления появившегося на рынке нового продукта (вещи, изделия) занимает десяти- летия. (У Н. Кондратьева продолжительность волн – 80–100 лет, современные исследователи доказывают, что они зави- сят от размеров и ряда других характеристик страны, в кото- рой происходит данное социально-экономическое событие).

Объяснение волновой природы инновационных про- цессов связано с ограниченным числом элементов, которые могут быть втянуты в инновационный поток: числа потре- бителей; ограничений в числе возможных предприятий, по- ставляющих инновационную продукцию; в транспортных ограничениях.

Впрочем, как часто было с российскими и советски- ми научными открытиями, «длинные волны Кондратьева» стали фактом мировой науки совсем не в двадцатые годы, а позже, когда инноватика как развивающая область иссле- дований набирала силу.

Инноватика, как специальная отрасль исследования но- вовведений, стала одним из откликов на обострившиеся по- сле мирового экономического кризиса 1930-х годов потреб- ности фирм в разработке и внедрении новых услуг и идей, с развитием ориентации деятельности фирм на потребите- лей.

Поэтому первоначально предметом изучения инновати- ки были экономические и социальные закономерности соз- дания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой научной отрасли расши- рились и стали охватывать и собственно социальные новше- ства, прежде всего нововведения, в организациях и на пред-


приятиях (изменение их структуры, способов принятия ре- шений, освоение новой деятельности).

Инноватика изначально становилась, как меж- и много- дисциплинарная сфера исследований. Её «родителями» и «родственниками» оказались философия и социология, теория управления и психология, экономика и культуроло- гия. К семидесятым годам зарубежная наука о нововведени- ях стала сложной, разветвлённой отраслью.

В эти же годы началось сближение нововведенческих исследований в различных областях социальной жизни: ин- дустрии, сельском хозяйстве, образовании, здравоохране- нии.

Первые работы американских специалистов по ново- введениям в образовании, содержащие ссылки на матери- алы социологов и антропологов, относятся, как сообщает один из виднейших исследователей распространения инно- ваций Эверет Роджерс, к 1938 году.

К концу пятидесятых годов можно говорить о сложив- шейся (прежде всего в США) области междисциплинарно- го изучения нововведений. Этому способствовала вся со- циальная ситуация послевоенного западного мира. Взрыв нововведений 50-60-ых годов был связан с необходимо- стью экономического прорыва (особенно для европейских стран), победительным шествием идеи маркетинга (прово- цирование потребностей), нарастающим взаимовлиянием различных сфер социальной жизни и пронизывающим все эти процессы научно-технической революцией.

Эверет Роджерс прожил богатую событиями жизнь. Он родился в 1931 году в штате Айова в семье фермера, и, судя по всему, собирался идти путём отца. Но однажды школьная учительница повезла Эверета и его одноклассников в сто- лицу штата в университет. И это решило судьбу способно- го юноши. В 1949 году он оказался в университете Айовы на сельскохозяйственном факультете. Казалось, судьба сде-


лала только небольшой шаг вверх от фермерского пути, но в жизнь Э. Роджерса вмешались мировые политические со- бытия – корейская война и двадцатилетний молодой чело- век «хату покинул, пошёл воевать…».

Воевал, вероятно, недолго, во всяком случае, в 1957 году в 26 лет, он уже обладатель диплома доктора по социо- логии и статистике (!). А в 1962 году появилась первым из- данием его замечательная книга «Diffusion of innovation» (в

2003 году – пятое издание). Выбор на всю жизнь сделан.

Но и интерес к фермерству не исчез, первый пример распространения инновации, что анализирует в своей кни- ге молодой Роджерс –распространение новшеств в сельском хозяйстве.

Роджерс писал о распространении нового, об агентах инновационного влияния и сам был таким агентом.

За свою 47-летнюю научную и преподавательскую дея- тельность он работал и вёл исследование в шести американ- ских и шести европейских университетах.

Он изучал диффузию инноваций социологии и комму- никации в Соединённых Штатах и в Бразилии, в Германии и Индии, в Мексике и Нигерии, во Франции и Эквадоре, Та- иланде и Корее…

К нам, в Россию, он кажется, так и не доехал. Из 30 его книг и 500 статей переведены у нас «Коммуникации в орга- низациях» и «Распространение идеи мира».

Внешне Эверет Роджерс был похож на жюльверновско- го Сайруса Смита, да и по жизни было вероятно что-то схо- жее – порыв и увлечённость.

Закончил Э.М. Роджерс свой жизненный путь 21 октя- бря 2004 года, работая до последних дней в последнем сво- ём университете, в штате Нью-Мексика.

Но вернёмся в пятидесятые, шестидесятые годы. События, вокруг становящейся научной инноватики,

происходят весьма интенсивно. Проводятся конференции,


пишутся монографии, появляются периодические издания. Ещё в 1955 году в США издавался журнал, посвящённый социологическим аспектам инноваций в образовании.

В «Диффузии инноваций» автор утверждает, что при написании монографии использовано более 500 (!) публика- ций по нововведениям.

На современные масштабы исследований по инноваци- ям указывают такие цифры: общее число англоязычных ра- бот по диффузии нововведений к концу 1990-ых годов – на- считывалось более 5000, число диссертаций по проблеме восприятия новшеств – более 300... <…>


<…>



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: