Так как мы и далее собираемся говорить по-научному, то пора разобраться с основными определениями, поняти- ями в инноватике, нарисовать крупными мазками её карту. Отделаться определением инновации по Пригожину недо- статочно.
Давайте начнём с самого названия нашей научной сферы.
Самое короткое (пусть неточное) определение: Иннова- тика – это наука о новом. Может быть, когда-нибудь и будет всего две супернауки – о новом и о старом (но эта красивая идея относится скорее к области научной фантастики).
Различают общую инноватику, изучающую общие за- кономерности существования инноваций в социуме, и част- ные инноватики, предмет которых инноваций в конкретных сферах социальной жизни.
Основные понятия общей и частных инноватик: новое, новшество, новация, нововведение, инновация, инноваци- онные процессы, инновационность среды, инновационная
10 Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагоги- ческий поиск», 2007, С. 20–22.
деятельность, инновационный потенциал, инновационная восприимчивость.
Самое широкое понятие – новое – как до сих пор несу- ществовавшее, впервые созданное, сделанное, открытое (это из словаря Ожегова). Новое существует в двух формах как но- вые идеи и как новая практика (к ней, как правило, и приме- няют термин новшество). Новшество имеет по крайней мере три облика: новшество как практическая идея; новшество как нечто, реализованное в особых, «лабораторных» усло- виях и новшество из обычной социальной практики, в кон- кретных учреждениях, отраслях, сферах социальной жизни. Именно в последнем случае разумно использовать термин новация. В новации всегда есть два аспекта – что нового (это и есть собственно новшество) и как оно становится, вводит- ся. Аспект «как» – это процессуальная сторона нового, нова- ция как процесс. Тиражирование, повторение, освоение нов- шества по новации-образцу есть нововведение. В нововведе- нии как и в новации есть своё «что» (предмет нововведения) и «как» (нововведенческий процесс).
Наконец, понятие инновации. Разумно его рассма- тривать как обобщающее все феномены нового в практи- ке и новшество, и новацию, и нововведение. Кстати, клю- чевое слово, описывающее новое в англоязычной литерату- ре – innovation в своём значении имеет все эти аспекты.
Так что, похоже, мы интерпретируем инновации не со- всем по А.И. Пригожину. Нововведение в нашем вариан- те – только один из вариантов инновации.
Надо сказать, что с понятием «инновация» не все так просто. В зарубежной литературе имеется информация о бо- лее 100 его определений, три из которых наиболее прижи- лись в отечественных текстах:
– Инновация как радикальное, существенно меняющее
«социальную ткань» новшество.
– Инновация как системное изменение конкретной со-
циальной области (так, например, её толкует интересный аналитик П.П. Щедровицкий).
– Инновация как всякое, любое целенаправленное из- менение, вносящее в систему новые элементы. Мы, в на- шей книге, будем отталкиваться от этого, последнего, пони- мания инновации. Нам представляется оно более интерес- ным, позволяющим захватить в сферу анализа более широ- кий круг явлений, чем при первых двух трактовках.
Есть и другие интересные модели соотношения инно-
вационных понятий. Тот же Й. Шумпетер выстраивает ряд: изобретение – поведение – диффузия. Весьма авторитетный из зарубежных исследователей инноваций П. Дракер (иногда у нас переводят его как Друкера) различает новшество как то, что имеет техническую или технологическую природу и ин- новацию, как влияние новшества (!) на образ жизни людей.
Разберёмся теперь с процессуальной стороной инно-
ваций. Обычно называют три основных инновационных процесса: становление новшества (финиш этого процесса – факт инновации), распространение новшества (от новации до нововведений) и рутинизация новшества (превращение его из нового в старое, традицию).
Понятие инновационные процессы охватывает динамику
всех изменений в сфере нового (от нового к новшеству, измене- ния самого новшества, новацию как процесс, нововведение как процесс, превращение нововведенческого процесса в функци- онирование организации и человека, изменение под влиянием этих явлений в социальной и предметной среде и т. д.).
По Н.И. Лапину существуют две цепочки инновацион-
ных процессов. Первая («простое воспроизводство») вклю- чает: открытие – создание новшества (новация) – рас- пределение между пользователями – массовое использо- вание. Вторая (расширенное воспроизводство): открытие
– новация – распространение – освоение и модификация –