<…>
Как уже было сказано, для характеристики современной науки управления существуют три основных и наиболее об- щих подхода: процессный, системный и ситуационный.
Процессный подход. Этот подход сложился как разви-
тие основной идеи административной школы о существова- нии некоторых основных и универсальных функций управ- ления, которые с точки зрения процессного подхода рассма- триваются как взаимосвязанные и образующие единый про- цесс управления. Для успешного управления необходимы как эффективность самих управленческих функций, так и пра- вильная их со-организация. Основной вопрос теории управ- ления заключается в том, какие из этих функций считать глав- ными и универсальными. А. Файоль насчитывал пять базовых управленческих функций: «Управлять – означает предсказы- вать и планировать, организовывать, распоряжаться, коорди- нировать и контролировать». В дальнейшем перечень этих функций дополнялся и уточнялся. Популярна также была точ- ка зрения о существовании четырех базовых категорий функ- ций управления – планирования, организации, мотивирова- ния, контроля и двух связующих функций – принятия реше- ния и коммуникации (для согласования базовых категорий).
|
|
Системный подход. На теорию управления большое
влияние оказала «общая теория систем», согласно которой лю- бая организация – это система, под которой следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, вносящих свой вклад в функционирование целого. Руководитель должен видеть всю организацию, все ее части, взаимодействующие друг с другом и с внешним миром. Надо учитывать, что любое управленческое воздействие на какой-
11 Н.Е. Ревская. Психология менеджмента. СПб.: Альфа, 2001. С. 10–11.
либо компонент организации приводит к многочисленным и зачастую непредсказуемым последствиям. Основная труд- ность практики управления заключается в том, что современ- ные организации внутренне неоднородны, являясь так называ- емыми социотехни-ческими системами. Каждая такая система состоит из целого ряда подсистем, согласованных иерархиче- ски (субординация) и «горизонтально» (координация).
Ранее существовавшие школы акцент делали на соб-
ственно процессе управления, системный подход показал, что сам объект управления обладает ничуть не меньшей, если не большей, сложностью. Не только управление, но и его объект имеют свою логику, законы и они системны по своей природе. Поэтому эффективное управление долж- но их учитывать и уметь использовать.
Системный подход – это определенный способ мыш- ления по отношению к теоретическим и практическим во- просам управления. Он укреплял связи теории управления с другими науками и направлениями исследований.
|
|
Ситуационный подход. Данный подход, возникший в конце 60-х годов, представляет собой общую методологию, способ разрешения организационных проблем. Он развивает главный тезис системного подхода: организация – открытая система, постоянно взаимодействующая с внешней средой. Поэтому причины того, что происходит внутри организации, надо искать вне ее, в той ситуации, где она реально функцио- нирует. Это ключевое понятие в данном подходе. В 20-е годы уже был сформулирован «закон ситуации»: «Различные типы ситуаций требуют различных типов знания». Значит, необхо- дим комплекс знаний и умение их выбирать в зависимости от конкретных условий для эффективного поведения в раз- личных жизненных ситуациях. Эти положения получили свою разработку лишь в данном подходе.
Процесс управления, согласно ситуационному подходу, имеет четыре основных этапа:
1) формирование управленческой компетентности руководителя;
2) предвидение и анализ возможных последствий от применения каких-либо методов по отношению к ситуации;
3) адекватная трактовка ситуации, определение ее глав- ных факторов (ситуационных переменных) и оценка воз- действия на них;
4) согласование приемов управления с реальными условиями для достижения положительного эффекта.
Основным в этом процессе является третий этап. Ситуационный подход показал, что лучшего способа
управления нет в принципе, эффективность любого из них определяется ситуацией управления. Данный подход мож- но назвать концепцией управленческой относительности. Он контрастирует с абсолютизмом многих других подходов и их претензиями на универсальность. Это – сегодняшний день теории и практики управления.
<…>