М.М. Зиновкина

<…>

Опираясь на результаты обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий, а также на резуль- таты собственных фундаментальных исследований и иссле- дований ученых-педагогов и психологов, разработчиков те- ории решения изобретательских задач, в МНОЦИТ МГИУ была синтезирована концепция, разработаны и реализованы в учебном процессе на всех образовательных уровнях педа- гогические основы многоуровневой системы непрерывно- го креативного образования НФТМ. Эта целостная педаго- гическая система НФТМ имеет целями непрерывное фор- мирование системного, многоэкранного творческого мыш- ления и развития творческих способностей учащихся и сту- дентов и в итоге – развитие творческой личности.

Подцелями системы НФТМ являются формирование в учебном процессе, прежде всего, дивергентного мышле- ния и воспитания креативных качеств личности.

39 Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Посо- бие для учителей. М.: Приоритет – МВ, 2006. С. 14–16.


Креативная технология системы НФТМ ставит сво- ей главной задачей расковать мышление учащихся, благо- даря специально организованному положительному эмоци- ональному фону, дружественной творческой образователь- ной среде и организационным формам (вплоть до экзаме- на), свободе мыслеизъявления на занятиях, свободе выбора учащимся тем творческих заданий и проектов, реализации ведущего дидактического принципа сотворчества, широко- го использования принципа соревновательности, дидакти- ческого принципа «Docendo discimus» («Уча, учимся сами») и т. д.

Приведем характеристики многоуровневой системы непрерывного креативного образования (по классификации Г.К. Селевко):

– по уровню применения – общепедагогическая;

– по философской основе – антропоцентрическая;

– по основному фактору развития – психогенная;

– по ориентации на личностные структуры –

операционно-мыслительные умения;

– по организационным формам – классно-урочная, груп- повая, творческие группы, индивидуальная, лабораторно- компьютерный практикум;

– по концепции усвоения – развивающая (творческий уровень);

– по характеру содержания – общеобразовательная, гу- манистическая, профессиональная;

– по подходу к учащимся – педагогика сотворчества;

– по преобладающему методу – развивающая (твор- ческое многоэкранное системное мышление и творческие способности);

– по категории учащихся – дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, учреждения начального и средне- го профессионального образования, вузы, академии, учреж- дения послевузовского повышения квалификации.


Однако изменение социально-экономических усло- вий в стране, перспектива Российской системы образова- ния в ближайшем будущем войти в мировое образователь- ное пространство, лавинообразный рост научно-технической информации, компьютерной техники, информационных тех- нологий и их быстрое старение, развитие телекоммуникаци- онных сетей глобального масштаба, быстрая смена произ- водственных технологий и другие особенности ускорения научно-технического прогресса потребовали, прежде все- го, творческой подготовки современного человека к жизни и работе в столь сложных условиях. Следовательно, человек должен быть всей системой образования подготовлен к ним. Таким образом, требования НТП и современного общества обязывают систему образования незамедлительно изменить свои дидактические принципы и соответственно педагоги- ческие технологии, хотя педагогический прогноз, сделанный нами уже 30 лет тому назад, не только призывал к этому, но и предлагал необходимые пути, методы и средства.

Анализ изложенных требований и педагогической си- туации в образовании показал, что наиболее приемлемым должно стать многоуровневое непрерывное креативное об- разование, конечной целью которой является формирование высокодуховной, физически здоровой, творческой лично- сти в процессе прохождения ее по всем уровням образова- ния (дошкольное учреждение, школа, начальное и среднее профессиональное учебное заведение, вуз, послевузовское образование).

Ниже перечислены в назывном порядке присущие всей системе НФТМ основные дидактические принципы, кото- рые реализуются в учебном процессе через креативные ин- новационные педагогические технологии: принцип диагно- стики личности учащегося и студента и коллектива учебной группы, принцип развития интеллектуальной активности личности, принцип развития и воспитания личности через


творчество, принцип непрерывности творческого развития, принцип преемственности творческого развития, принцип поисковой деятельности, принцип творческой самореализа- ции, принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой, принцип сотворчества, принцип обучения способам творче- ской деятельности и ускоренному приобретению опыта ре- шения творческих задач, принцип синтеза проблемности и алгоритмизации предметного содержания, принцип по- ложительного эмоционального фона, принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ, принцип фор- мирования системности мышления, принцип природосоо- бразности принимаемых решений, принцип коммуникатив- ности, принцип «Docendo discimus» («Уча – учимся сами»), принцип демократизации учебного процесса, принцип со- ревновательности, принцип непрерывности компьютерной интеллектуальной поддержки развития творческого мышле- ния и творческих способностей учащихся.

Инновационные педагогические технологии в многоу- ровневой системе НФТМ предусматривают реализацию ука- занных выше основных дидактических принципов через из- менение структуры уроков и их оригинального наполнения.

<…>

С. 23–24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: