Метод распределения частоты по конкурсу заключается в отборе одного из нескольких претендентов, чья заявка наилучшим образом удовлетворяет предварительно установленным регулирующим органом условиям. Идеология конкурсного метода распределения частоты близка к методу административного регулирования.
Технология осуществления конкурсного отбора предполагает формирование на базе уполномоченного органа в сфере телерадиовещания комиссии для проведения конкурсной оценки. На рассмотрение комиссии поступают заявки от вещателей, претендующих на право пользования определенной частотой (данное право подтверждается выдачей лицензии).
С содержательной точки зрения комиссия главным образом оценивает представленные концепции вещания, и тот оператор, чья концепция признана наилучшей, признается победителем.
Плата за получение лицензии не является фиксированной - она устанавливается индивидуально, в зависимости от затрат на разработку частоты. Сроки пользования радиочастотным спектром в рамках данного метода в разных странах определяются по-разному
|
|
Среди достоинств метода можно отметить возможность проведения государственной политики, стимулирование конкуренции между вещателями за право пользования частотой. Гибкость при выборе критериевотбора позволяет решать многие возникающие проблемы в области вещания путем их изменения или субъективного подхода в процессе отбора претендентов.
Недостатками метода можно назвать недополучение потенциальных доходов в бюджет, субъективность оценок. Сложность процедуры конкурсного отбора и ее длительность делают процедуру непрозрачной, что сказывается на эффективности осуществления отбора вещателей.
Эффективность распределения спектра в случае применения данного метода неопределенна:
с одной стороны, государство путем проведения конкурсов часто пытается решить конкретные задачи. Например, достигнуть определенного уровня географического покрытия, обеспечить потребителям наличие образовательных или детских телеканалов и пр., обеспечить стабильное вещание на определенной территории.
С другой стороны, критерии оценки заявки и сама процедура оценивания часто невнятны, что располагает к искажению результатов оценки и снижает в конечном итоге эффективность распределения спектра.
Использование данного метода в недостаточной мере стимулирует инвестиции в сектор массовых коммуникаций. Это обусловлено тем, что право использования частоты получает не тот оператор, который имеет средства для развития отрасли, а тот, который предлагает контент, соответствующий вкусам и задачам конкурсной комиссии.
|
|
Основным преимуществом конкурсного распределения ресурсов является гибкость данного метода в силу практически неограниченного выбора критерия отбора победителей административным органом, проводящим конкурс. Несмотря на то что, как правило, некоторые технические критерии могут быть прописаны весьма четко, наряду с ними действуют и субъективные и трудно оспариваемые критерии, что позволяет легко манипулировать результатами конкурсов.
Ключевой целью, которую позволяют достигать рассмотренные методы (административное распределение и конкурс), является обеспечение проведения государственной политики путем контроля над ситуацией в стране через средства массовой информации. Однако выбор указанных способов распределение РЧС означает отказ от максимизации доходов бюджета, уменьшение расходов на управление РЧС и создание стимулов для развития внутриотраслевой конкуренции.