На современном этапе аукционы являются наиболее распространенным и экономически обоснованным методом распределения РЧС в странах, определивших для себя в качестве приоритетов конкурентное развитие высокотехнологичных секторо в экономики и интеграцию в мировое информационное сообщество.
Основная экономическая идея метода аукционов заключается в том, что операторы сами определяют цену спектра, и таким образом она в наибольшей степени соответствует рыночной. Ресурс при аукционном методе достается тому претенденту, который в наибольшей степени его ценит и способен им наиболее эффективно распорядиться.
Кроме того, в плане распределения ресурса аукционы представляются универсальным методом еще и с точки зрения основных целей государства:
· позволяют пополнить доходную часть государственных бюджетов;
· выполняют функцию гибкого инструмента государственной политики путем предоставления преференций участникам, которые в условиях равной борьбы на общих условиях не смогли бы победить в аукционе.
|
|
· устанавливают приоритеты внутриотраслевой конкурентной борьбы;
· устанавливают прозрачную процедуру в тех случаях, когда всем участникам понятны правила, процедуры и критерии отбора.
На аукционе покупателям предлагается подавать заявки на лоты/лицензии, дающие определенные права и предусматривающие определенные обязанности. Поступившие предложения ранжируются, и в аукционе побеждают участники, предложившие цену, определенную условиями аукциона в зависимости от его вида (самую высокую/низкую).
Существует несколько форматов аукционов.
На практике аукцион с одновременным ростом ставок, или одновременный многораундовый аукцион (ОМА), является одним из самых распространенных аукционов радиочастот. ОМА организован в виде многократных раундов; в каждом раунде претенденты повышают свои ставки. Аукцион прекращается после того, как перестают поступать новые предложения, и лицензия предоставляется участнику, предложившему самую высокую цену. Каждый участник аукциона перед его началом предлагает за лицензию определенную цену. Аукцион предполагает несколько раундов, ограниченных по времени, продолжительность которых заранее объявляется организатором торгов. После закрытия раунда объявляются результаты, и только тогда все ценовые предложения становятся известны всем участникам аукциона.
Такая система позволяет получить информацию о действительной стоимости лицензии для претендента и увеличивает вероятность того, что лицензия достанется наиболее ценящим ее претендентам. В данной схеме аукциона нет строго заданного числа раундов, и аукцион продолжается, пока активность претендентов не прекращается, и аукционы могут длиться от одного дня до нескольких недель.
|
|
Указанный формат аукциона используется при большой конкуренции за ресурс - в таких случаях заинтересованность претендентов высока, а риск сговора между ними минимален. При высоком уровне конкуренции обеспечивается увеличение цены в несколько десятков раз по сравнению с начальной (стартовой) ценой.
Другой известный формат - аукцион с запечатанными предложениями (аукцион наибольшей закрытой заявки). Этот аукционный формат длится всего один раунд. Каждый претендент подает свое предложение, которое другие участники видеть не могут (то есть запечатанное в конверте предложение). Как и в ОМА, выигрывает участник, предложивший самую высокую цену.
Такой формат аукциона применяется в случае невысокого уровня конкуренции за лот, когда проведение длительного аукциона принесет скорее издержки, нежели выгоды для сторон. Разновидностью аукциона наибольшей закрытой заявки является аукцион второй закрытой заявки, при котором участники предоставляют закрытые в конверт предложения, и побеждает предложивший наибольшую цену, но он платит вторую по величине предложенную цену.
Существует также система голландских аукционов, во время которых аукционистом назначается максимальная цена и пошагово снижается до момента первой реакции (как правило, электронного сигнала) любого из участников.
Практикуется система пакетных аукционов, очевидное преимущество которых заключается в возможности победителя получить право на пакет лицензий. Логика организатора обуславливается возрастающей ценой данного пакета (лота), поскольку цена пакета дороже, чем сумма его составляющих. Объясняется это взаимодополняемостью лицензий, объединенных в одном пакете, что существенно может увеличить ценность пакета для участника.