Частотный ресурс распределяется отдельным пользователям на условиях индивидуального или совместного пользования с выдвижением соответствующих требований к оборудованию и порядку работы.
Присвоение частоты в рамках данного метода осуществляется по заявительному принципу, т.е. выделение частот осуществляется первому заявителю при условии выполнения некоторых обязательных требований к уровню излучения, электромагнитной совместимости и территориальному охвату вещания. Срок присвоения права на использования ресурса в разных странах колеблется от нескольких лет до неограниченного срока. Условия изъятия частоты из пользования оператором, как правило, сводятся к несоблюдению технических требований или просрочке платежа за пользование ресурсом больше определенного периода. Плата за пользование ресурсом фиксирована.
Таким образом, основными отличительными чертами метода административного регулирования являются следующие:
· обладателем, распределителем и главным пользователем частотного ресурса является государство;
|
|
· государство передает операторам частоту в индивидуальное или совместное пользование по собственному усмотрению;
· государство прописывает и контролирует соблюдение множества правил пользования ресурсом, главной целью такого регулирования является предотвращение помех вещания;
· распределение часто осуществляется по заявительному принципу.
Главная цель метода - защитить пользователей спектра от вмешательства в работу друг друга, чем объясняется установление множества правил для пользователей и контроль их исполнения со стороны государства. Эта цель обуславливает предусмотренную в рамках метода необходимость обязательного лицензирования всего оборудования, предназначенного для вещания.
Дополнительные цели - обеспечить телерадиовещание на необходимой территории, обеспечить своевременное поступление платежей за пользование спектром, обеспечить четкость и полноту правил функционирования отрасли.
В чистом виде эта модель сегодня не используется из-за высокого уровня конкуренции в отрасли.
Безусловным преимуществом данного метода можно считать минимизацию издержек на организацию отбора претендентов на получение права пользования частотой. Административное регулирование спектра также весьма эффективно при управлении ресурсами спектра, используемыми в государственных целях - обеспечении обороны, государственной безопасности или организации аэронавигации. Важным преимуществом данного метода является возможность проведения государственной политики в области телерадиовещания, т.к. все правила работы в отрасли и контроль над их исполнением полностью находятся в руках государственных институтов.
|
|
Однако при всех преимуществах административное регулирование в современных условиях быстрого развития технологий сдерживает развитиеотрасли в стране. Кроме того, представители государственных структур объективно знают рынок и его тенденции хуже, чем сами его участники, поэтому тотальное государственное регулирование приводит к разработке и принятию неэффективных мер воздействия на отрасль.
Другим важным недостатком является недополучение бюджетом огромного объема доходов за счет фактического отсутствия ценовой конкуренции за ресурс, т.к. оплата за его пользование фиксирована (либо отсутствует вовсе).
Рассматриваемый метод распределения целесообразен для неконкурентного распределения ресурса. Метод представляется эффективным при стремлении к достижению цели обеспечения проведения государственной политики или минимизации издержек отбора претендентов на частоту (в случае если распределение осуществляется по заявительному принципу). Метод не позволяет добиться целей, которые сегодня ставят перед собой большинство государств, по оптимизации бюджетных расходов на управление РЧС.