Классификация педагогического анализа

1. По объектам: анализ работы в целом, анализ деятельности ее отдельных систем; анализ работы отдельных элементов (класс, звено). Иначе: а) анализ состояния и развитие учебно-воспитательного процесса в целом как динамичной целостной системы; б) анализ отдельных подсистем учебно-воспитательного процесса (умственное воспитание); в) анализ отдельных элементов, составляющий учебно-воспитательный процесс (урок, воспитательные мероприятия).

2. По субъектам: а) администрация; б) общественные организации; в) учитель; г) учащийся.

3. По цели: а) оценка деятельности; б) итоги работы, формулировка задач деятельности коллектива; в) анализ с целью ликвидации «узких мест учебно-воспитательного процесса»; г) анализ с целью выявления определенных педагогических резервов; д) с целью обобщения передового педагогического опыта; е) определение качества преподавании; ж) качество знаний учащимся; з) уровня воспитанности.

4. По объему: а) полный, итоговый; б) тематический локальный; в) параметрический, анализ, основные параметры учебно-воспитательного процесса.

5. По повторяемости: 1) периодический; 2) разовый; 3) оперативный.

6. По функциональным связям: 1) анализ, обеспечивающий научность планирования; 2) анализ, лежащий в основе действенности внутришкольного контроля; 3) анализ обеспечивающий жизнедеятельность регулирования.

Виды анализ: а) параметрический анализ – ежедневный анализ основных показателей учебно-воспитательного процесса, вскрытие причин нарушения его хода и рациональные организации, выработка одновременного рекомендаций по устранению этих причин; б) тематический или локальный анализ; в) итоговый анализ это деятельность руководителей по накоплению, отбору, систематизации и оценке информации об изменениях системы «школа» и ее подсистем в конкретном временном интервале с целью установления эффективности развития и выявления противоречий и проблем, осложняющих функционирование и развитие школы как социально-педагогической системы.

4. Примерная структура итогового анализа деятельности школы за год:

1. Выполнение школой, учителями приказов, директивных, нормативных документов вышестоящих органов народного образования и Министерства образования и науки Республики Казахстан:

- Закона о всеобщем среднем образовании;

- Закона «О языках в Республике Казахстан»;

- Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы;

- Программы информатизации;

- Программы здорового образа жизни, программы развития физкультуры и спорта в РК;

- Устава и программы развития школы.

2. Эффективность годового управленческого цикла. Цель анализа: определить степень влияния внутришкольного управления на развитие педагогического процесса, формирование его результативности, на включение школы в режим развития.

3. Анализ результативности методической работы. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.

4. Анализ качества преподавания.Уровень сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся.

5. Анализ качества результативности работы школы с родителями.

6. Анализ эффективности педагогического руководства деятельностью детских общественных организаций и эффективность их деятельности.

7. Анализ уровня воспитанности, сформированности базовых компетенций учащихся.

8. Анализ состояния здоровья учащихся и санитарно-гигиенического состояния школы.

10. Состояние, развитие и эффективность использования материально-учебной базы и кабинетной системы.

11. Итоги реализации образовательной программы школы. Оценка конечных результатов работы школы. Цель анализа: подвести итоги функционирования школы за истекший учебный год и за одиннадцать лет (выпускные экзамены). Определить уровень целостности образовательного пространства. Наметить пути устранения причин, выявленных в ходе анализа недостатков.

Следует отметить, что существует многовариативность структурирования анализа итогов учебного года. Приведем в качестве примеров еще один из вариантов.

Структура анализа итогов учебного года (с точки зрения достигнутого уровня)

1. Достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристики (графики, статистические таблицы, сравнение с предыдущими годами).

2. Общее описание результатов деятельности школьного коллектива по выполнению задач (по выбранным направлениям, исходя из членения педагогического процесса на части).

3. Выявление и оценка положительных и негативных сторон его деятельности.

4. Факторы, способствующие достижению успехов (причинно-следственные связи).

5. Причины, вызвавшие появление недостатков (установление причинно-следственных связей).

6. Нерешенные проблемы и пути их решения (постановка задач, определение средств и путей их решения).

5. SWOT анализ. Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением четырем англоязычным словам: сила strength, слабость-weakness, возможности-opportunity и угрозы-threat, и именно на них и строиться SWOT анализ.

SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри организации, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке, в частности, образовательных услуг. Все данные впоследствии сводятся в одну таблицу состоящую из четырех основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа. Анализируя расположенные в таблице данные, составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон организации, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития школы при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.

  Возможности Угрозы
Сильные стороны На сколько сильные стороны позволяют использовать эту возможность Могут ли сильные стороны позволить избежать этой угрозы
Слабые стороны На сколько слабые стороны мешают использованию этой возможности На сколько слабые стороны препятствуют избеганию угроз

Таблица 7 - Матрица SWOT анализа

Вопросы, на которые дает ответ SWOT-анализ:

· Использует ли образовательное учреждение внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии?

· Если образовательное учреждение не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

· Являются ли слабости образовательного учреждения ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства?

· Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

· Какие благоприятные возможности дают образовательному учреждению реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?

· Какие угрозы должны наиболее беспокоить руководителя и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

· Приведем в качестве примера один из вариантов SWOT-анализа деятельности школы

·

Сила: - диверсификация образовательной продукции (многопрофильность, - наличие информационного комплекса; - достаточный уровень материальной базы; Интернет-центр (свыше … компьютеров); - - …. … … Возможности: - высокая социальная ценность образования; - возрастание скорости обмена информацией; - поддержка президента и правительства РК  
Слабости: - недостаточная мотивация к обучению; - недостаточная объективность контроля качества образования Угрозы: - падение уровня школьной подготовки; - недостаточность финансирования  


Таблица 8 - Пример SWOT-анализа деятельности школы

6. Анализ и самоанализ урока. Профессионализм руководителя в анализе урока проявляется в рассмотрении его как системы. Урок, любая форма учебно-воспитательного процесса, любое педагогическое явление - это частный случай целостного педагогического процесса. При системном анализе урок рассматривается как определенное множество элементов (цель, задачи, содержание, средства, формы, методы, задания, результат), взаимосвязь которых обуславливает целостное свойства самой системы (урока). Свойства урока как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегрированными связями.

Основой системного анализа являются цели и задачи, решаемые на уроке, целесообразность содержания, эффективность используемых средств, форм, методов, заданий, результативность каждого этапа и урока в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: