Система показателей мониторинга может включать следующие их группы:
- обученность учащихся по отдельным предметам;
- сформированность знаний, умений и навыков, ключевых компетенций школьников;
- воспитанность учащихся, сформированность базовых компетенций;
- состояние здоровья учеников и здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения;
- технологичность образовательной программы;
- информатизация образования;
- актуальность содержания образования для современного человека, обеспечиваемого образовательной программой;
- полнота реализации образовательной программы;
- наличие подготовленных и мотивированных педагогических кадров, компетентность педагогов.
Формируемая система показателей полноты и качества реализации образовательной программы для использования в рамках мониторинга должна отвечать требованиям полноты, всесторонности, системности, взаимодополняемости, объективности оценки. Мониторинг должен быть ориентирован на определенную ступень школьного обучения, предусматривать различные источники и способы получения информации (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса, внутришкольная отчетность).
|
|
Элемент мониторинга | Содержание элемента |
1. Установление стандарта и операционализация его: | - определение стандартов; - выделение измерителей; - установка критериев оценки достижения результатов |
2. Сбор данных, оценка результатов: | - использование различных форм собирания и обработки информации |
3. Действия (управленческое решение): | - принятие соответствующих мер, оценка результатов принятых мер в соответствии с установленными стандартами. |
Таблица 5 – Элементы и содержание мониторинга
Предлагаемая программа школьного мониторинга (таблица 5), разработанная Ивановой Т.Н., Савченко Т.А., Рыжковой Л.В., – это попытка систематизировать его направления, создать систему показателей и измерителей, позволяющих наиболее полно оценить достижения школы в обучении и воспитании [23].
Глубокий аналитический материал в рамках данной программы позволит сделать управляемым процесс развития школы, осуществить переход ее в новое качество.
Раздел 1.Цель: установить степень соответствия результатов обучения требованиям государственного стандарта образования | ||||||
Объект | Показатели | Измерители | Периодичность | |||
Реализация стандарта образования | 1.Успеваемость | 1. Процент успеваемости | Контрольные срезы, четверть, год | |||
2.Качество успеваемости | 2. Процент качества | Контрольные срезы, четверть, год | ||||
3. Сформированность ОУН, УУД | 3. Процент учащихся с оптимальным уровнем сформированности ОУН, УУД | 1 раз в год | ||||
4. Уровни усвоения учебного материала | 4. Процент учащихся, выполняющих задания на уровнях: - репродукции; - реконструкции; - творческом | 1 раз в год (на основе текущих контрольных работ) | ||||
5. Результаты итоговой аттестации | 5. Динамика качества итоговой аттестации | 1 раз в год | ||||
6. Уровень подготовки выпускников | 6. Количество грантов, кредитов | 1 раз в год | ||||
7. Количество учащихся, продолжающих обучение в вузах, ссузах | 1 раз в год | |||||
Раздел 2.Цель: установить степень познавательной активности учащихся | ||||||
Познавательная активность учащихся | 1. Активное участие школьников в различных формах внеурочной и внеклассной деятельности по предметам | 1.Количество учащихся, занятых в: - факультативах; - кружках; - школьных олимпиадах; - других формах внеклассной работы | 1 раз в год | |||
2. Динамика результатов, творческих конкурсов и т.д. | 1. Количество призовых мест, рейтинг школы | 1 раз в год | ||||
Раздел 3. Цель: определить эффективность психологических условий в учебно-воспитательном процессе | ||||||
Психологическая эффективность организации УВП | 1. Развитие психологических процессов: - память (виды); - внимание; - мышление; - воображение и др. | 1. Динамика развития психических процессов | 1 раз в год | |||
2. Эмоционально-волевая сфера: а) тревожность; б) психологический комфорт; в) коммуникативность | 2. а) процент с различным уровнем тревожности; б) наличие конфликтных ситуаций; в) процент детей с различным уровнем развития коммуникативных способностей | 1 раз в год | ||||
3. Деловая сфера: - проявление деловых качеств | 3. Процент детей с различным уровнем сформированности деловых качеств | 1 раз в год | ||||
4. Состояние психологического микроклимата в педагогическом коллективе | 4.а) количество жалоб учителей в вышестоящие органы; б) наличие конфликтных ситуаций между педагогами школы; в) оценка психологического микроклимата учителями школы; г) уровень тревожности учителей | 1 раз в год | ||||
Раздел 4. Цель: выявить степень влияния организации учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья учащихся. | ||||||
Состояние физического здоровья учащихся | 1. Динамика заболеваний | 1. Количество детей с хроническими заболеваниями по ступеням обученности. 2. Количество детей, которым рекомендованы занятия в спецмедгруппах. 3. Количество детей, охваченных занятиями в спецмедгруппах. 4. Количество заболеваний по ступеням обученности: - сколиоз; - миопия | 1 раз в год | |||
Раздел 5. Цель: определить уровень социальной адаптации, степень их готовности к дальнейшему самоопределению | ||||||
Социальная адаптация учащихся | 1. Соблюдение правовых норм | 1.а) количество педагогически запущенных учащихся; б) количество учащихся, состоящих на учете в ИДН; в) количество учащихся, совершивших преступление | 1 раз в год | |||
2. Уровень воспитанности | 2. Процент учащихся с проявлением различного уровня воспитанности | 1 раз в год | ||||
3.Уровень самоопределения выпускников | 3. Результаты трудоустройства выпускников (в том числе в соответствии с профилем) | 1 раз в год | ||||
Раздел 6. Цель: установить степень влияния методической работы на рост профессионального мастерства учителя | ||||||
Педагогическое мастерство учителя | 1. Использование в практике обучения современных форм и методов организации обучения. 2. Степень включенности учителей в самообразовательную деятельность. 3. Творческая активность | 1.Количество открытых уроков. 2. Количество выступлений на педсоветах, заседаниях МО. 3.Количество учителей, работающих в творческих проблемных группах. 4. Количество учителей, выступивших на республиканских, областных, городских семинарах. 5. Количество научно-исследовательских работ. 6. Количество учителей, подготовивших призеров олимпиад, победителей творческих конкурсов. 7. Количество итоговых материалов по обобщению передового педагогического опыта. 8. Количество учителей, повысивших свой разряд. | 1 раз в год | |||
Раздел 7. Цель: установить степень соответствия запросов родителей и их реализации в школе | ||||||
Степень взаимодействия семьи и школы | 1. Удовлетворенность условиями обучения детей в школе. 2. Включенность родителей в жизнедеятельность школы. 3. Авторитет школы в микрорайоне. | 1. Количество детей выбирающих школу из других микрорайонов города. 2. Процент родителей, посещающих родительские собрания. 3. Количество жалоб родителей на школу в вышестоящие органы. 4. Процент родителей, вовлеченных в организацию внеклассной воспитательной работы. 5. Процент родителей, вовлеченных в органы родительского самоуправления: - классный родительский актив; - общешкольный родительский актив. 6. Сумма спонсорских средств, которые родители вкладывают в развитие школы. | 1 раз в год | |||
Таблица 6 – Программа школьного мониторинга
|
|
|
|