Условия эффективного применения информационных технологий в образовательном учреждении

Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с применением компьютеров и компьютерных технологий. Однако практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату – снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер. Анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что любые предметные курсы, ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, следует вводить только при выполнении следующих условий:

- наличие квалифицированных учителей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;

- достаточное количество технических средств соответствующего уровня;

- наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных и других компьютерных программ и систем;

- наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.);

- наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения.

В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, необходимо выделить ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности обучения.

Психологический аспект. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.

Дидактический аспект. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

Работа в среде информационных технологий приучает школьника понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. Как известно, результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация.

Технологический аспект. Опыт использования информационных технологий в образовательном учреждении показывает, что дети успешно справляются с учебными занятиями уже во втором классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. Основной задачей является снижение напряжения, как учащихся, так и учителя на первых занятиях. Это можно сделать, если акцентировать внимание школьников на двух моментах:

- отработке способов работы с устройствами ввода информации (клавиатура, манипулятор «мышь») и анализе результатов этой работы;

- соотнесение собственных воздействий на систему с результатами этих воздействий.

Организационный аспект. Учебные занятия в среде информационных технологий предусматривают работу за одним рабочим местом одного ученика. Это требование реализуется путем деления класса на группы.

4. Основные характеристики и специфика СОПШДО № 17 г. Павлодара. Процесс информатизации образования в школе № 17 начался с 2001 года. В настоящий момент в школе имеется 89 компьютеров.

1. Объединены локальной сетью и обеспечены выходом в Интернет 62 компьютера: кабинет директора, методический кабинет, кабинеты информатики, физики, биологии, химии, английского языка, бухгалтерия, приемная, библиотека.

2. Имеется поддержка, как образовательному процессу, так и опытно-экспериментальной работе школы, сопровождая эксперименты, отчеты и анализ по ним информационными технологиями в виде презентаций, файлов Word, Excel, фотоматериалами и т.д.

3. С уверенностью можно сказать, что официальный сайт школы существует и работает своей информацией и оформлением на школу. Работа в этом направлении не будет останавливаться. По рейтингу Павлодарского городского образовательного портала в 2008 году был на 1 месте, т.е. соответствует своему назначению. Медиатека школы сегодня насчитывает более 90 CD-дисков. Многие из них переданы по учебным кабинетам, где учителя их эффективно применяют в образовательном процессе.

4. Школа уделяет достаточное внимание повышению квалификации учителей в области информационных технологий. В 2008-2009 году прошли курсовую переподготовку с использованием интерактивного оборудования и ИКТ в учебном процессе 12 педагогов школы, а также прослушали обучающий семинар 24 педагога.

5. 25 учителей школы активно используют ИКТ на своих уроках. За 2008-2009 учебный год было проведено с использованием интерактивного оборудования в период с сентября по декабрь 592 урока, за январь-226, за февраль-224, за март -60, за апрель -113.

6. На протяжении нескольких лет учителя информатики проводят школу «Компьютерной грамотности», где другие учителя повышают свой уровень информационной компетентности. Во многом благодаря курсам, организуемым в школе и в городе, 78% наших педагогов освоили базовый уровень владения компьютером. Многие из них совершенствуют свои знание на следующем этапе обучения. Надо отметить, что полученные знания и умения многие из этих учителей с успехом применяют в своей работе. Помимо курсов повышения квалификации в школе организуются педсоветы, открытые уроки, конкурсы, мастер-классы по распространению опыта использования компьютерных технологий на уроках и во внеклассной деятельности, что не только позволяет применять полученный опыт, но и мотивирует тех педагогов, кто до сих пор еще не решился на освоение новых форм и методов преподавания. Знакомство с опытом учителей, активно применяющих в своей педагогической деятельности информационные технологии, не ограничивается рамками школы. С большим интересом наши преподаватели посещают открытые уроки своих коллег из других школ, семинары, организуемые городскими методическими объединениями, а также сами являются участниками городских, и областных конференций по распространению опыта использования инновационных технологий в образовании.

7. Стало традицией участие учителей и учащихся в дистанционных олимпиадах по различным предметам. Качественное выступление учащихся обосновывается тем, что в школе создана система изучения предмета информатики: пропедевтический уровень (2-6) классы, углубленный курс 7 -9 классы, профильный - 10- 11 классы.

8. Сегодня настала необходимость обучение тьютеров. Обучение тьютера позволит школе применять дистанционные формы в обучении.

План-график реализации программы информатизации СОПШДО № 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: