Алгоритм деятельности учителя по изучению и обобщению опыта

Этапы Содержание деятельности Действия
I Организа-ционный. Выход на обобщение своего опыта начинается с анализа затруднений, вычленение проблемы педагог начинает замечать, что в сложившихся и привычных формах и методах, приемах органи­зации работы есть такие моменты, которые не удовлетворяют его, потому что недостаточно эффективны. И тогда начинается творческий по­иск педагога. Следовательно, первый этап изуче­ния и обобщения ПО – обнаружение противоре­чия между сложившимися формами и метода­ми работы, с одной стороны, и необходимо­стью повышения её эффективности – с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагоги­ческой науки. Учитель выходит на тему самооб­разования. Другой путь, когда учитель в ходе анализа вы­членяет то, что получается лучше всего, и также выходит на тему самообразования 1 Анализ затруднений, вычленение проблемы и выход на тему само­образования. 2 Вычленение того, что получается лучше всего, и также выход на тему самообразования.
II. Тео­ретическая и практиче­ская подго­товка В соответствии с проблемой начинается поиско­вая работа: выявляются находки, новинки в ра­боте отдельных педагогов, имеющих определен­ные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта Этап самообразования
III. На­копление фактиче­ского мате­риала. Затем составляется развернутая программа изу­чения и обобщения опыта: окончательно форму­лируется тема и цель, которая ставится при этом; уточняется объект (школа, класс, кружок, учебный предмет, педагог, коллектив) и предмет изучения и обобщения. Предметом изучения и обобщения опыта становится то положи­тельное, что присуще данному педагогу, его особый стиль в работе, который обеспечивает успех Составление разверну­той программы изуче­ния и обобщения соб­ственного опыта
IV. Обра-ботка фак-тического мате­риала На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эм­пирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реа­лизуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту) Педагогическая дея­тельность Сбор фактического ма­териала Описание опыта: 1. авторы; 2. проблема — результативность; 3. суть опыта; 4. условия
V. Оценка изу­ченного опыта и принятие решений Описанный опыт затем осмысливается: сопо­ставляются, сравниваются, анализируются факты, выделяются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. Здесь уместно вспомнить мысль К.Д. Ушинского о том, что прямое заимствование опыта одного педагога другим без учета конкретных условий пользы не принесет Этап анализа опыта, доведение его до навы­ка и принятия решения о распространении
VI. Про­паганда, распростра­нение, вне­дрение передового опыта Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги и т.п.     Пропаганда, распро­странение, внедрение передового опыта.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: