| Этапы | Содержание деятельности | Действия |
| I Организа-ционный. | Выход на обобщение своего опыта начинается с анализа затруднений, вычленение проблемы педагог начинает замечать, что в сложившихся и привычных формах и методах, приемах организации работы есть такие моменты, которые не удовлетворяют его, потому что недостаточно эффективны. И тогда начинается творческий поиск педагога. Следовательно, первый этап изучения и обобщения ПО – обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения её эффективности – с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагогической науки. Учитель выходит на тему самообразования. Другой путь, когда учитель в ходе анализа вычленяет то, что получается лучше всего, и также выходит на тему самообразования | 1 Анализ затруднений, вычленение проблемы и выход на тему самообразования. 2 Вычленение того, что получается лучше всего, и также выход на тему самообразования. |
| II. Теоретическая и практическая подготовка | В соответствии с проблемой начинается поисковая работа: выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта | Этап самообразования |
| III. Накопление фактического материала. | Затем составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта: окончательно формулируется тема и цель, которая ставится при этом; уточняется объект (школа, класс, кружок, учебный предмет, педагог, коллектив) и предмет изучения и обобщения. Предметом изучения и обобщения опыта становится то положительное, что присуще данному педагогу, его особый стиль в работе, который обеспечивает успех | Составление развернутой программы изучения и обобщения собственного опыта |
| IV. Обра-ботка фак-тического материала | На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту) | Педагогическая деятельность Сбор фактического материала Описание опыта: 1. авторы; 2. проблема — результативность; 3. суть опыта; 4. условия |
| V. Оценка изученного опыта и принятие решений | Описанный опыт затем осмысливается: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выделяются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. Здесь уместно вспомнить мысль К.Д. Ушинского о том, что прямое заимствование опыта одного педагога другим без учета конкретных условий пользы не принесет | Этап анализа опыта, доведение его до навыка и принятия решения о распространении |
| VI. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта | Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги и т.п. | Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта. |