Задание 1. Найдите соответствие между этапом процесинга мРНК у эукариот и механизмом процесса:
1 – кэпирование | А – присоединение 3’-концу адениловых нуклеотидов |
2 – полиаденилирование | Б – присоединение к 5’-концу 7-метилгуанозина |
3 - сплайсинг | В – процесс вырезания интронов и сшивания экзонов |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите рисунок.
А) Схема какого процесса изображена на рисунке?
__________________________________________________________________
Б) Как называются структуры, обозначенные на рисунке цифрами 1–5?
1._________________________________2._________________________________3._________________________________4._________________________________ 5.__________________________________
Задание 3. А) Составьте схему альтернативного сплайсинга для гена, содержащего шесть экзонов.
Б) Приведите примеры белков, мРНК которых подвергаются альтернативному сплайсингу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Сформулируйте современную концепцию гена.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя__________________________
Занятие 13. Трансляция и ее этапы у прокариот.
Занятие 14. Трансляция и ее этапы у эукариот.
Задание 1. Заполните таблицу «Функции транскрипционных факторов прокариот»
Фактор трансляции | Этап трансляции | Функция |
1. IF1 | ||
2. IF2 | ||
3. IF3 | ||
4. EF-Tu | ||
5. EF-Ts | ||
6. EF-G | ||
7. RF1 | ||
8. RF2 | ||
9. RF3 |
Задание 2. Заполните таблицу «Активные центры рибосом»
Активный центр рибосомы | Функция |
А-центр | |
Р-центр | |
М-центр | |
ПТФ-центр | |
Е- центр |
Задание 3. Заполните таблицу «Отличия трансляции в клетках прокариот и эукариот»:
Критерии для сравнения | Прокариоты | Эукариоты |
Скорость процесса | ||
Рибосомы | ||
Последовательность сборки инициаторного комплекса | ||
Инициаторная аминокислота | ||
Факторы инициации | ||
Факторы элонгации | ||
Факторы терминации |
Задание 4. Расмотрите рисунок. Ответьте на вопросы:
1. Какая молекула изображена на рисунке?
_____________________________________
2. Дайте характеристику этой молукулы:
А) количество пар нуклеотидов:
_____________________________________
Б) минорные азотистые основания:
_____________________________________
В) варианты пространственной структуры:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите функцию этой молекулы.
________________________________________________________________
4. Как называется активная форма этой молекулы? Какие условия необходимы для ее образования?
________________________________________________________________
5. Как называются участки молекулы, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2?
1.______________________________________________________________2.______________________________________________________________
Задание 5. Заполните таблицу «Структура рибосом прокариот и эукариот»
Сравнительная характеристика | Прокариоты | Эукариоты |
Размер рибосомы | ||
Размер малой субъединицы | ||
Размер большой субъединицы | ||
Типы рРНК, входящие в состав малой субъединицы | ||
Типы рРНК, входящие в состав большой субъединицы | ||
Количество белков малой субъединицы | ||
Количество белков большой субъединицы |
Задание 6. На схеме представлены этапы реализации наследственной информации. Как называются процессы, обозначенные на схеме цифрами 1 – 5?
1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________5._________________________________________________________________
Подпись преподавателя__________________________
Занятие 15. Регуляция экспрессии генов у прокариот.
Занятие 16. Регуляция экспрессии генов у эукариот.
Задание 1. А)Постройтесхему регуляции лактозного оперона, используя условные обозначения.
Б) Какую функцию выполняет А участок, приведенный на схеме лактозного оперона? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. А)Какой оперон E. coli изображен на рисунке?
__________________________________________________________________
Б) Объясните механизм регуляции для этого оперона.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Как называется последовательность, отмеченная на рисунке знаком вопроса? Какие особенности строения она имеет? Что такое аттенюация?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Перечислите уровни регуляции экспрессии генов эукариот.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Какова роль факторов транскрипции в регуляции генной экспрессии? Перечислите базовые транскрипционные факторы для РНК полимеразы II и укажите порядок их сборки на промоторе.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. В чем заключается различие между промотором и энхансером?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя _____________________
Занятие 17. Структурная организация генетического материала вирусов и прокариот.
Занятие 18. Структурная организация генетического материала эуккариот.
Задание 1. На рисунке изображена схема строения бактериофага. Какие структуры обозначены цифрами 1 – 4?
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
4.__________________________________
Задание 2. А)Приведите примеры ДНК и РНК-содержащих вирусов.
ВИРУСЫ