Тема 5. Принципы научно-правовых исследований

Специфика позитивизма выражена Г. Спенсером (1820-1903) в работе "Происхождение науки". Утверждая, что обыденное знание и научное по своей природе тождественны, он заявляет о неправомерности постановки вопроса о возникновении науки, которая, по его мнению, возникает вместе с появлением человеческого общества. Научный метод понимается им как естественный, изначально присущий человеку способ видения мира, неизменяемый в различные эпохи. Развитие знания происходит только путем расширения нашего опыта. Спенсером отвергалось то, что мышлению присущи философские моменты.

В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного познания, то постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста, развития знания. В связи с этим представители поспозитивизма вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий.

Позитивистский подход к праву предполагает его анализ в контексте целенаправленной человеческой деятельности. Право как объективная реальность характеризуется следующими при­знаками: 1) существование права не зависит от непосредственного участия конкретного субъекта в процессе правотворчества; 2) действие права не зависит от субъективной оценки закрепляемых посредством правовых норм предписаний; 3) реализация права не зависит от субъективного осущест­вления либо, напротив, нарушения правовых предписаний.

По мнению Р.А. Ромашова, право представляет собой комплексную системную категорию, вклю­чающую следующие составляющие:

— правовые ценности;

— правовой опыт;

— правовую традицию;

— правовую доктрину;

— правовую догму;

— правовую эмпирику.

Правовые ценности представляют собой утверждаемые посредством официального признания и провозглашения (в ряде случаев — формально-юридического закрепления) идеальные целевые установки, на достижение которых направлено правовое регулирование. По своему характеру право­вые ценности подразделяются на ценности с неизменным содержанием (так называемые общечеловеческие ценности) и ценности с изменяющимся содержанием, определяемые применительно к специфике конкретного исто­рического периода, переживаемого конкретным социумом.

Правовой опыт включает знания, умения, навыки, полученные в ре­зультате многократного повторения явлений, характерных для правовой жизни того или иного социума. При этом опыт делится на позитивный и негативный. По мнению автора, правовой опыт является важнейшей со­ставляющей права, сформировавшегося в условиях конкретного социума.

Правовая традиция — сложившееся в течение длительного периода (не менее трех поколений) социально-правового развития восприятие права как на уровне простых граждан, так и на уровне властных структур, получаю­щее свое практическое воплощение в правовом поведении. В отличие от опыта, который может как учитываться, так и не учитываться, но в любом случае имеет осознанный характер, традиция зачастую не осознается (по крайней мере, на уровне индивидуального правосознания), однако является реальной с точки зрения воплощения в правовом поведении. В основу рос­сийской правовой традиции положено восприятие права не с юридической, а с нравственной точки зрения.

Правовая доктрина объединяет получившие официальное признание и документальное закрепление положения, определяющие современное состояние и перспективные направления развития правовой системы. Эле­ментами правовой доктрины являются действующая Конституция, акты и принципы международного права, а также официальные государственные доктрины и концепции (военная и морская доктрины России, концепция национальной безопасности и т. п.). Правовая доктрина, не оказывая не­посредственного регулятивно-охранительного воздействия на обществен­ные отношения, имеет большое значение, прежде всего в правотворческой деятельности.

Правовая догма объединяет однозначно понимаемые в рамках данной правовой системы юридические понятия, принципы, технологии, характе­ризующие право как инструмент регулятивно-охранительного воздействия.

Правовая эмпирика - это так называемое живое право, представленное совокупностью формально-юридических источников права (признаваемых в качестве таковых в конкретном социуме) и урегулированных посредством этих источников общественных отношений.

Определившись с тем, что право представляет собой сложное для по­нимания явление, попытаемся упростить задачу и рассмотреть право в кон­тексте инструментального подхода. В рамках этого подхода право следует рассматривать в качестве регулятивно-охранительной системы, складываю­щейся из общезначимых норм (правил), принимаемых в целях обеспечения соци­альной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результатив­ное воздействие на общественные отношения.

Из данного определения можно вывести два основных признака права — общезначимость и результативность. Результативность права проявляется в достижении целей правового воздействия. При этом критерием результативности является опыт. В част­ности, опыт правового развития России в XX в. свидетельствует о неэффек­тивности правовых систем Российской Империи и Советского Союза: ре­зультатом подобной неэффективности в первом случае была Октябрьская революция, во втором — распад СССР.

При этом в основу права могут быть положены:

— протонорма (архаическое право),

— религиозный догмат (средневековое право),

— государственно-партийная идеология (советское право),

— юридическая норма (современное право).

В рамках концепции реалистического позитивизма в качестве права может рассматриваться только система действующих норм, поскольку только они оказывают результативное воздействие на общественные отношения. В свою очередь восприятие действующего права предполагает выделение двух моделей: абстрактного и реального права. Абстрактное право включает в качестве системных элементов публич­ное позитивное, публичное негативное и частное право.

Публичное право исходит от государства, которое устанавливает правила должного и недопустимого поведения, либо от иного субъекта правотвор­чества, обеспечивающего издаваемому правилу публичный (общезначи­мый) характер. В свою очередь частное право может носить как формаль­ный (предусмотренный законом), так и неформальный (не запрещенный законом) характер. В рамках абстрактного права не имеет смысла прово­дить деление права на материальное и процессуальное, поскольку процес­суальное право представляет собой нормативный регламент правоприме­нения, выступающего в качестве одной из форм реализации права. Также не имеет смысла проводить отраслевую градацию, ибо любая отрасль вклю­чает публично-правовую и частноправовую составляющие. Например, в конституционном праве, традиционно относимом к отраслям публичного права, в качестве подотрасли выделяется избирательное право, в рамках.

В постпозитивизме модель научных революций, предложенная Т. Куном, включает в себя два основных этапа. Это "нормальная наука", где безраздельно господствует парадигма, и "научная революция" - распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду "нормальной науки". Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.

Допарадигмальный период характеризуется соперничеством различных школ и отсутствием общепринятых концепций и методов исследования. Для этого периода в особенности характерны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. Кризис парадигмы есть вместе с тем и кризис присущих ей "методологических предписаний". Банкротство существующих правил-предписаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот поиск. Результатом этого процесса является научная революция - полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовместимой со старой.

Под научно-исследовательской программой И. Лакатос понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Поэтому объектом философско-методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия сменяющих друг друга во времени теорий, т.е. некоторый тип развития. И. Лакатос рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий - притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Иначе говоря, сравниваются и оцениваются не просто две теории, а теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы. Согласно Лакатосу, фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а "исследовательская программа". Основными этапами в развитии последней, согласно Лакатосу, являются прогресс и регресс, граница этих стадий - "пункт насыщения". Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.

П. Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Фейерабенд делает вывод о том, что нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными. Напротив, и история науки, и научные идеи и мышление их создателей должны быть рассмотрены как нечто диалектическое - сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизмененное или однолинейный процесс. В этой связи Фейерабенд озабочен тем, чтобы и сама наука и ее история, и ее философия развивались в тесном единстве и взаимодействии, ибо возрастающее их разделение приносит ущерб каждой из этих областей и их единству в целом, а потому этому негативному процессу надо положить конец.

Концепция реалистического позитивизма, по Р. А. Ромашову, предполагает, что регулятивно-охранительная система будет правом в том случае, если нормы, из которых данная система состоит, являются общезначимыми и оказывают результативное воздействие на общественные отношения. При этом в качестве целей правового воздействия следует рассматривать обеспечение социальной стабильности, безопасности, развития. Критерием результативности правового регулирования является опыт.

Восприятие права предполагает выделение абстрактного и реального права. Абстрактное право представляет собой совокупность норм, в основу систематизации которых положено деление права на публичное позитивное, публичное негативное и частное. Реальное право представлено правом в формально-юридическом и функциональном смысле. Право в формально-юридическом смысле представляет собой совокупность формальных источников: первичных и основных (законодательные акты); производных (нормативные интерпретационные акты); вторичных (международные акты, нормативные договоры, юридические обычаи). Право в функциональном смысле складывается из правовых норм, общественных отношений, на урегулирование которых нормы направлены, гарантий реализации и достигаемых посредством правового воздействия результатов.

Действие реального права включает действие права в формальном смысле (оно определяется моментом вступления правового акта в силу и моментом утраты этой силы) и действие права в функциональном смысле (определяется результативностью правового воздействия). Для обеспечения результативного правового воздействия используются стимулы: страх и выгода.

Национальное и международное право соотносятся как самостоятельные правовые системы. При этом национальное право выступает в качестве первичного по отношению к международному. В основу национального права положены властеотношения государства и общества, предполагающие сосредоточение полноты властных полномочий на государственном уровне и обеспечение результативности правового воздействия за счет механизма государственного принуждения. В качестве элементов национального законодательства следует рассматривать материальное, процессуальное, комплексное законодательство; отраслевое и межотраслевое законодательство; федеральное и региональное законодательство; текущее и чрезвычайное законодательство. Международное право представляет собой формирующуюся систему, основанную на добровольности и равенстве отношений государств-участников. Элементами системы международного права являются право договора, право обычая, право войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: