Актуальные социальные проблемы в России и возможности их решения средствами социальной работы

В истории развития любого государства можно увидеть специфическую взаимосвязь между возникающими социальными проблемами и развитием учреждений социальной защиты и поддержки населения. В полной мере это относится и к появлению в начале 90-х годов института социальной работы в России, времени радикальных реформ во всех сферах жизни общества. Последствия непродуманных преобразований привели к резкому падению уровня жизни населения; у черты бедности по данным статистики оказались около 80% семей, в том числе почти 20% – за чертой бедности.

В последнее десятилетие в России происходит радикальная идеологическая переориентация на поощрение социальной дифференциации и ориентации на ценности предпринимательства и осуждение социального иждивенства. Этот процесс способствует росту имущественной дифференциации между различными социальными группами, сопровождающемуся распространением бедности, ослаблением гарантий реальной социальной защиты населения. При этом население России в большинстве своем не сориентировано на активную социально-экономическую самозащиту.

Построение новой модели социальной помощи населению осложняется, с одной стороны, ослаблением возможностей оказания социальной поддержки населению традиционными учреждениями советской системы (детские сады, пионерские лагеря, больницы, службы по оказанию бытовых услуг), с другой – неразвитостью новых типов социальных учреждений, их фрагментарностью, разобщенностью как в социально-территориальном, так и системно-организационном плане.

Отражая существующее в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое состояние российского общества, в социальной работе ведущими направлениями становятся социальная защита наиболее «слабых» слоев общества и активизация механизмов самопомощи в самообеспечении социально активных групп населения.

Важной сферой деятельности социальных работников становится оказание чрезвычайных мер по оказанию помощи населению так называемых зон социально-экономического неблагополучия. В ряде регионов страны реализуются социально-реабилитационные программы, имеющие целью оздоровление социально-экологической обстановки, оказание помощи пострадавшему населению.

Не менее значима проблема суверенизации регионов, особенно на национально-государственной основе, что затрудняет проведение эффективной социальной политики и приводит к разрушению единого социального пространства, нарушению социальных прав граждан.

Социальная работа в России нуждается в дальнейшем развитии, оптимизации с учетом требований практики, специфики социального развития страны, ментальности и образа жизни населения, а также передового зарубежного и отечественного опыта. В ближайшей перспективе социальная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. В связи с этим важными направлениями социальной работы становятся поддержка занятости населения, усиление социальной защиты неработающих и качественной улучшение социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, развитие системы социальных служб, повышение пособий и иных гарантий социальной защиты населения.

Тема 4. Системный характер социальной работы (объем в академических часах: 7 – очная форма обучения, 10 – очно-заочная форма обучения, 12 – заочная форма обучения)

Задание:

1) Проанализируйте содержание таблиц 1, 2.

2) Выделите группы клиентов, которые с Вашей точки зрения, могут обратиться в то или иное социальное учреждение.

Таблица 1

Государственная социальная служба: · федеральные органы и учреждения, предприятия социального обслуживания; · подразделения социального обслуживания субъектов Российской Федерации. 1) комплексные центры социального обслуживания населения; 2) территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3) центры социального обслуживания; 4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6) социальные приюты для детей и подростков; 7) центры психолого-педагогической помощи населению; 8) центры экстренной психологической помощи по телефону; 9) центры (отделения) социальной помощи на дому; 10) дома ночного пребывания; 11) специальные дома для одиноких престарелых; 12) стационарные учреждения социального обслуживания; 13) геронтологические центры и др.
Муниципальная социальная служба: · органы местного самоуправления, отвечающие за социальное обслуживание; · учреждения и предприятия социального обслуживания муниципального подчинения.
Негосударственная социальная служба: · учреждения и предприятия социального обслуживания общественных, благотворительных, религиозных и других негосударственных организаций. Предприятия социального обслуживания (оказание социальных услуг населению, трудовая и профессиональная реабилитация инвалидов, подростков с физическими недостатками)

Таблица 2

Муниципальные органы управления социальным обслуживанием
Органы негосударственной помощи   Органы государственной обязательной помощи
Центры социального обслуживания Социальное обслуживание на дому Отделения дневного пребывания
Срочная социальная помощь Специальные дома для людей пожилого возраста Социальные квартиры

Таблица 3

Вид учреждения Группы клиентов
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Тема 5. Социальная работа как помогающая профессия (объем в академических часах: 8 – очная форма обучения, 9 – очно-заочная форма обучения, 12 – заочная форма обучения)

Задание 1:

1) Проанализируйте различные классификации потребностей и проблем клиентов.

2) Разработайте собственную классификацию потребностей и проблем молодежи как клиентов социальной работы.

В настоящее время существует несколько классификаций потребностей и проблем клиентов. Они согласуются с профессиональной направленностью на нормализацию социального функционирования индивидов, семей и групп. Энциклопедия социальной работы приводит несколько из них.

1. Классификация Х. Перлмана(1968):

§ дефицит материальных средств, личностные недостатки, отсутствие знаний и опыта;

§ деформации личности или психические заболевания;

§ расхождения между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами и рамками социальной роли; расхожде ния, обусловленные неопределенностью или противоречивостью статусных ролей.

2. Классификация К. Джермэна и А. Гиттермана (1980):

§ переломные моменты, обусловленные изменением образа жизни, статусных ролей и кризисными событиями;

§ отсутствие обратной связи с социальным и ближайшим окружением;

§ трудности в общении с членами семьи и других первичных групп.

3. Классификация У. Рида (1978):

§ межличностные конфликты, неудовлетворенность социальными отношениями, проблемы с официальными организациями, проблемы, связанные с принятием решения, эмоциональное истощение, неадекватные ресурсы и другие психологические проблемы;

§ конфликты на почве культуры между людьми и группами, потеря взаимности, недостаточная адаптированность семей и других групп.

Он определяет проблемы как неудовлетворенные потребности. Различают также:

1. «проблемы избыточности» – характерны для средних слоев населения, когда трудности в семье возникают из-за того, что один или оба супруга очень много работают, или жена вследствие частых командировок мужа является, по существу, одинокой матерью. Несостоявшаяся карьера для многих мужчин служит сильным стрессом и может вызывать депрессии и злоупотребление алкоголем.

Задание 2:

1) Прочитайте статью «Социальный работник общего профиля: обязанности и роли».

2) Как Вы считаете, возможна ли адаптация зарубежного опыта к российским условиям.

Социальный работник со степенью бакалавра получает навыки, необходимые для профессионала общего профиля. Что это значит? Для ясности следует указать, кем социаль­ный работник общего профиля не является. Социальный работник общего профиля – это не специалист по психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто должен консультировать индивидуумов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и, даже создавать соответствующие общественные ресурсы.

Совет по образованию социальных работников (CSWE) считает первой целью образования социального работника получение степени бакалавра.

Б. Байер и Р. Федерико опубликовали критерии компетентности социального работника-бакалавра, который «Должен уметь следующее»:

1. Идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях, когда требуется начать, усилить, восстановить, защитить или закончить отношения между людьми и социальными институтами.

2. Составить план и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека, основываясь на оценке проблемы и изучении поставленных целей и выборе адекватных решений.

3. Развивать способности человека решать проблемы, преодолевать стресс, самосовершенствоваться.

4. Связать людей с эффективными и гуманными системами, которые обеспечат их ресурсами, услугами и возможностями.

5. Эффективно вмешиваться в жизненные процессы от имени наиболее дискриминируемых и уязвимых.

6. Активно участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей, и работать вместе с другими в плане устранения тех систем, которые не являются справедливыми.

7. Оценить степень, в которой были достигнуты цели планируемого вмешательства.

8. Постоянно оценивать собственный профессиональный рост и развитие путем анализа своего поведения и навыков,

9. Содействовать усовершенствованию службы, развивая базу профессиональных знаний и поддерживая стандарты и этические нормы профессии.

Обязанности социального работника, сформулированные авторами, оказали влияние на построение программ обучения социальных работников в США. В соответствии с мнением Б. Байера и Р. Федерико социальный работник общего профиля является профессионалом, который занимается решением указанных выше проблем.

Социальный работник общего профиля начинает с, изучения проблемной ситуации, собирая и оценивая максимально возможное количество данных о проблеме. Когда данные из разных источников собраны (от человека, обратившегося с проблемой, его семьи, врачей, учителей и т. д.), социальный работник пытается уточнить суть вопроса. Затем он намечает план действий, направленных на решение проблемы. План может предусматривать работу с одним человеком, семьей, группой, организацией или общиной. «Вмешательство» может включать работу с индивидом, семьей, группой, организацией и общиной одновременно. План действия, определяемый специалистом, зависит от природы проблемы.

Социальный работник, имеющий дело с клиентом, не должен, выслушав его, сразу пытаться действовать. Следуя первому порыву в решении проблемы, можно только осложнить ситуацию.

Процесс решения проблемы для социального работника включает несколько основных шагов:

— сбор информации из всех относящихся к делу источников;

— оценка информации;

— определение проблемы;

— планирование действий;

— разработка подробного четкого плана действий;

— осуществление плана действий;

— оценка результатов;

— необходимые дополнения.

Социальный работник, имеющий дело с проблемной ситуацией, касающейся человека, который кажется по аналогии с автомобилем «поломанным», должен, кроме всего прочего, иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации оказывает влияние на каждого человека, поэтому данные следует собирать в корректной манере, характерной для работы с людьми.

Тема 6. Профессиональная этика социального работника (объем в академических часах: 7 – очная форма обучения, 9 – очно-заочная форма обучения, 12 – заочная форма обучения)

Задание:

1) Прочитайте статью «Нравственно-гуманистические истоки социальной работы».

2) Дайте краткий письменный отзыв о содержании данной статьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: