Азартные игры – новая проблема молодёжи

Хотелось бы уделить данной проблеме большое внимание, так как многие мои знакомые и друзья подвержены именно этой зависимости, но многие не понимают насколько это опасно и губительно.

Для большинства людей участие в тех или иных видах азартных игр – развлечение без вредных последствий. И в этом смысле игра – этопротивоположность работе или выполнению других социально необходимых и важных действий.

Патологическое влечение к азартным играм уже более 20 лет официально признанная патология, внесенная как в МКБ-10 (шифр F63.0), так и в классификацию Американской ассоциации психиатров DSM-IV-R. Согласно последней, диагноз зависимости от азартных игр можно установить при наличии хотя бы 5 из ниже обозначенных симптомов:

1. Отведение слишком большого времени азартным играм.

2. Потребность увеличивать денежные ставки или чаще играть, стремясь достичь желаемого удовлетворения.

3. Бывшие в прошлом неудачные попытки контролировать, уменьшить или полностью прекратить стремление играть в азартные игры.

4. Тревога и раздражение, проявляющиеся при попытках уменьшить или полностью прекратить играть в азартные игры.

5. Азартные игры используются, как возможность убежать от проблем или улучшить дисфорическое настроение.

6. Возвращение после проигрыша на следующий день, чтобы отыграть (вернуть) проигранные деньги («охота за проигранными деньгами»).

7. Обман членов семьи или окружающих с целью утаить истинную степень погружения в азартные игры.

8. Нарушение закона в стремлении получить деньги на азартные игры.

9. Риск потерять (или уже потеряны) друзей, работу, образовательные возможности или возможности карьеры из-за сильного влечения к азартным играм.

10. Взваливание или перекладывание на других ответственности за финансовые проблемы, спровоцированные азартными играми (DSM-IV-ТR, 2000).

Из азартных игр, вызывающих зависимость, на территории бывших советских республик наиболее распространены игровые автоматы, азартные игры в интернете, карточные игры, рулетка, лотерея (Автономов Д.А., 2010). Здесь следует пояснить, что азартные игры в интернете в данном списке не ассоциируются с собственно интернет-зависимостью, которая по многим очень важным характеристикам претендует на отдельный вид психологической зависимости. Речь в большей степени идет об облегчённом доступе к азартным играм за счёт возможностей интернета.[4]

Человек – существо азартное. Чтобы убедиться в справедливости данного утверждения, достаточно взглянуть на спортивных болельщиков. Даже, сидя дома у телевизора, лишенный эмоциональной поддержки тысяч себе подобных, истинный любитель состязаний испытывает неподдельное волнение, искренне радуется победе и огорчается поражению. Но даже эти эмоции кому-то кажутся недостаточно полными. Такие люди предпочитают отправляться в букмекерскую контору или на тотализатор для того, чтобы, сообщив свои прогнозы на матчи, сделать денежную ставку на игру. После этого наблюдать за ней особенно интересно и волнительно. Однако возникает вопрос, насколько подобные забавы законны.

Деятельность по организации и проведению азартных игр осуществляется специализированными заведениями. Большинство из них могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Исключение составляют букмекерские конторы и тотализаторы.

К слову сказать, между двумя этими организациями существует определенная разница. Так, в первом случае спортивные прогнозы игрок сообщает самому заведению. С ним же он и заключает пари относительно вероятности их воплощения в жизнь. А вот на тотализаторе участники игр уже спорят меду собой, игорное же заведение лишь организует заключение пари.

Но и в том, и в другом случае у организации в обязательном порядке должна иметься соответствующая лицензия. К слову сказать, получить ее не так уж и просто. Однако наличие данного разрешительного документа свидетельствует о законности деятельности букмекерской конторы и тотализатора

К концу 2005 года в Республике Казахстан в сфере игорного бизнеса сложилась ситуация, которая привела к тому, что действующие залы с игровыми автоматами открывались повсеместно и беспрепятственно. В некоторых населенных пунктах их численность достигала нескольких сотен. При этом большинство из них не в состоянии было обеспечить безопасность посетителей, работников, сохранность наличных денег, личных вещей клиентов, а также обеспечить соблюдение общественного порядке [5]. Кроме этого, ввиду имеющихся пробелов в законодательстве бюджет республики недополучал миллиарды тенге. Эта ситуация привела к необходимости упорядочения предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса путем принятия специального нормативного акта, регулирующего данный вид предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Таким нормативным актом стал Закон Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», принятый 12 января 2007 года и вступивший в силу 1 апреля 2007 года, который определил основные понятия в сфере игорного бизнеса, круг правовых отношений, регулируемых данным законом, основные правовые начала, посредством которых осуществляется регулирование отношений в указанной сфере. Вместе с тем анализ норм данного закона позволил выявить следующее. Наряду с положительными моментами, заключающимися в решении данным нормативным актом ряда проблем, существовавших в данной сфере ввиду неурегулированности, некоторые его нормы, на наш взгляд, требуют уточнения и пересмотра. Это связано, прежде всего, с тем, что Закон об игорном бизнесе изобилует отсылочными нормами. Некоторые его нормы страдают дефектами юридико-лингвистического качества. Кроме того, имеют место пробелы и коллизии между отдельными положениями нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере игорного бизнеса. Все это не способствует необходимой устойчивости и единству судебной практики разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса. Соответственно, это проблемы, которые требуют скорейшего анализа и решения.

Основным новшеством, установленным данным законом, является ограниченная дислокация казино и залов игровых автоматов в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и в Щучинском районе Акмолинской области в пределах территорий, определяемых местными исполнительными органами (ст. 11 Закона об игорном бизнесе). В республиканских общественно-политических изданиях неоднократно выражалось сомнение в правильности определения такой дислокации казино и залов игровых автоматов. Так, М. Найманбаев, например, отмечает, что расположение казино и залов игровых автоматов в Щучинско-Боровской зоне и на правом побережье Капшагайского водохранилища нанесет ущерб развитию этих мест как туристических центров. По его мнению, данная дислокация усугубит транспортную проблему, приведет к отказу людей от активного отдыха в пользу залов игровых автоматов, воспрепятствует развитию перспективных туристических объектов в этом регионе. Основываясь на данных аргументах, автор предлагает разместить игорные заведения в городе Приозерске и других местах, подальше от крупных населенных пунктов, в направлении желательного развития необъятных просторов, чтобы возродить там соответствующую инфраструктуру[6]

Несомненно, расположение игорного бизнеса в том или ином регионе имеет свои отрицательные и положительные стороны. К отрицательным моментам можно отнести социальный аспект восприятия азартных игр, запрещение азартных игр церковью, связь игорного бизнеса с организованной преступностью. К положительным аргументам, свидетельствующим в пользу игорного бизнеса, относится то, что игорный бизнес является своего рода формой развлечения, является источником поступления бюджетных средств и финансирования государственных программ. [7]

Таким образом, для эффективного регулирования отношений, связанных с осуществлением деятельности в сфере игорного бизнеса и формирования устойчивой правоприменительной практики, можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию действующего Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе». В этой связи, на наш взгляд, необходимо:

1. Определить основное социальное направление Закона об игорном бизнесе. Для этого необходимо в преамбуле закона указать цель правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением деятельности в сфере игорного бизнеса.

2. Проработать возможность развития игорного бизнеса в других регионах путем введения понятия «игорные зоны» и их правового регулирования. В связи с этим разработать отдельный законодательный акт либо внести изменения и дополнения в действующий закон, направленные на регламентацию следующих аспектов: создание и ликвидацию игорных зон; управление игорными зонами; критерии отбора земельных участков для создания игорных зон; использование земельных участков игорных зон.

3. Унифицировать нормы Закона об игорном бизнесе и Кодекса Республики Казахстан «О налогах» (Налоговый кодекс) в области понятийного аппарата.

4. Устранить терминологические противоречия при определении понятий «пари», «азартная игра», «игорный бизнес», «игорное заведение», «игровой стол», «игровой автомат», пересмотрев определения данных понятий.

5. Включить в ст. 1 закона определение понятий «представитель игорного заведения», «участник азартных игр».

6. Предусмотреть в законе формы организации предпринимательства в сфере игорного бизнеса.

7. Устранить противоречия при определении видов деятельности в ст. 6 закона.

8. Сократить количество отсылочных норм в части определения компетенции уполномоченного органа (ст. 8 закона) путем ее расширения за счет компетенции уполномоченного органа по вопросам игорного бизнеса, предусмотренной в положении о Комитете индустрии туризма Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: