Ответственность за нарушения законодательства об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных

Юридическая ответственность – один из главнейших рычагов, заставляющих «работать» право, обеспечивающих претворение в жизнь предписаний правовых норм, локализирующих противоправные деяния. Традиционно она рассматривается как соответствующая реакция государства на правонарушение (вредное общественное явление), как санкция за совершённое противоправное деяние, как наказание нарушителя[92].

Во всех случаях юридическая ответственность – это специфическая обязанность претерпевания лишений личного или материального характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права[93].

В учебниках для вузов юридическая ответственность определяется как мера правового принуждения за правонарушение, предусмотренная санкцией нарушенной нормы и применяемая к правонарушителю компетентным государственным органом в подлежащем процессуально-правовом порядке[94] или как обязанность лица претерпевать определённые лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом за совершённое правонарушение[95].

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, Н.В. Витрук указывает, что юридическая ответственность – важнейший институт любой правовой системы, один из главных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. Юридическая ответственность является одной из важных сторон взаимной связи государства и институтов гражданского общества. Свобода, чтобы не превратиться в свою противоположность – анархию и произвол, должна сочетаться с ответственностью: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Свободу и ответственность обеспечивает государство, используя для этого основанное на законе принуждение. Одной из правовых форм государственного принуждения служит юридическая ответственность[96].

Уголовный кодекс РФ провозглашает, что наказание – это мера государственного принуждения, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43).

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) записано: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами» (ст. 3.1).

Таким образом, признаками юридической ответственности являются:

- обязательное наличие правонарушения как основания для наступления юридической ответственности. Как уже подчеркивалось, не являются правонарушениями и не могут влечь юридической ответственности деяния недееспособных лиц, а также деяния, не имеющие общественной опасности (необходимая оборона, крайняя необходимость);

- связанность с государственным принуждением. Являясь реакцией на совершенное правонарушение, юридическая ответственность имеет государственно-принудительный характер. Он выражается, прежде всего, в том, что ответственность возлагается в случае правонарушения независимо от воли и желания правонарушителя и имеет по отношению к нему внешний характер[97];

- наличие неблагоприятных для нарушителя последствий как личного (лишение свободы, права охоты, управления транспортными средствами и т.п.), имущественного (штраф, конфискация имущества и т.д.), так и морального характера.

Предназначение юридической ответственности – охрана и восстановление правопорядка, социальной справедливости, воздействие на правонарушителя, как на реального, так и на потенциального, предупреждение новых деяний правонарушителя, наносящих вред согражданам.

Л. Фейербах делил наказания на две группы: наказания угрожаемые и наказания причиняемые. Цель первых – отвращение страхом от правонарушения, цель вторых – демонстрация действенности закона[98].

Выделяют следующие функции наказания:

- репрессивно-карательную – акт возмездия со стороны государства – причинение правонарушителю неблагоприятных последствий (ограничение свободы, наложение штрафа, лишение каких-либо прав и т.п.);

- предупредительно-воспитательную, или превентивную – формирование правомерного поведения под страхом наказания;

- компенсационно-восстановительную – взыскание с правонарушителя причиненного вреда, восстановление имущественных прав потерпевшей стороны.

Традиционная классификация видов юридической ответственности соответствует классификации видов правонарушений, а точнее – предопределяет их. Устанавливая наказание за какое-либо деяние, ранее не наказуемое, или усиливая ответственность, законодатель не только информирует граждан об отрицательном отношении государства к таким деяниям, но и относит указанное деяние к определенному виду правонарушений.

К примеру, первоначально Уголовный кодекс (УК) РСФСР (1960) не предусматривал уголовную ответственность за охоту на территории государственного заповедника или с применением автомототранспортных средств. За таковые виды деяний ответственность предусматривалась КоАП РСФСР (охота в запрещенных местах, запрещенными способами).

В 1972 г. законодатель, установив ответственность за незаконную охоту на территории государственного заповедника или с применением автомототранспортных средств[99], соответственно предопределил отнесение их к уголовным преступлениям (а не к административным проступкам, как было ранее).

Отметим также, что даже в период, когда не было Красных книг, уголовно-правовая охрана редких и исчезающих видов существовала. Так, Типовые правила охоты в РСФСР (1961) устанавливали, что запрещается в течение всего года охота на белого медведя, уссурийского тигра, речного бобра, пятнистого оленя, дзерена, горала, безоарового козла, снежного барана, зубра, дикушу, кавказского тетерева, уларов, все виды лебедей, белого гуся и другие виды. А статья 166 Уголовного кодекса РСФСР (1960) предусматривала, что охота на зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до пятисот рублей с конфискацией добытого и орудий охоты или без таковой.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что «за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством» (ст. 75)[100]. Традиционно выделяют уголовную, административную, гражданско-правовую (или имущественную), дисциплинарную ответственность. Различия между ними состоят в том, что каждый вид ответственности регламентирован определенной совокупностью законов, имеет, как правило, специфические санкции (виды и размеры наказания) к тем или иным видам нарушителей (к уголовной ответственности не привлекаются юридические лица). Отличаются процедура и порядок привлечения к ответственности, круг лиц и органов, уполномоченных применять взыскания и т.п.

Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, предусмотренный за те составы преступлений (убийство, грабеж, кража, изнасилование, незаконная охота и т.п.), которые содержатся в УК РФ. Уголовная ответственность применяется только по приговору суда, вступившему в законную силу.

Видами наказания, предусмотренными УК РФ, являются штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

К уголовной ответственности могут быть привлечены как граждане, так и должностные лица. Уголовный кодекс Российской Федерации, в отличие от аналогичных законов некоторых зарубежных стран, не предусматривает уголовную ответственность для юридических лиц.

Уголовная ответственность (наиболее строгий вид ответственности) за нарушения законодательства в области регулирования отношений по охране и использованию видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в настоящее время предусмотрена как минимум тремя статьями Уголовного кодекса РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов; незаконная охота; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации).

Статья 256 УК РФ. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, –

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 28.12.2004 № 175-ФЗ, от 06.05.2010 № 81-ФЗ, от 07.03.2011 № 26-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 28.12.2004 № 175-ФЗ, от 06.05.2010 № 81-ФЗ, от 07.03.2011 № 26-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 28.12.2004 № 175-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

Статья 258 УК РФ. Незаконная охота

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, –

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 06.05.2010 № 81-ФЗ, от 07.03.2011 № 26-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

Статья 259 УК РФ. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, –

наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

Статья 256 УК РФ предусматривает ответственность за нарушения добычи (вылова) водных биологических ресурсов, к которым Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» относит рыб, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водоросли, других водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы[101]. Среди морских млекопитающих, занесенных в Красную книгу РФ, значатся, в частности, сивуч, некоторые подвиды моржа, кольчатой нерпы, серого тюленя, почти все виды китообразных и т.д.

Уголовная ответственность по ст. 258 УК РФ наступает в случаях незаконной добычи птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (виды, занесенные в Красную книгу РФ), причинения крупного ущерба (отстрел лося, медведя и других), охоты в запрещённых местах (на особо охраняемой природной территории), с применением механического транспортного средства (автобраконьерство – стрельба из под фар с машин, преследование на снегоходах, моторных лодках и др.), и т.п. Наказание за эти действия может быть в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей, либо в виде исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, и т.д.

Если перечисленные выше действия совершены лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, – размер наказания больше. Незаконный вылов (добыча) водных биологических ресурсов, незаконная охота признаются совершенными группой лиц по предварительному сговору, если в них участвовали два и более человека, заранее договорившиеся о совместном их проведении. Незаконный вылов (добыча) водных биологических ресурсов, незаконная охота считается осуществлёнными организованной группой, если они совершены устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одной или нескольких охот, рыбалок.

Анализ правоприменительной практики показал, что лица, которые незаконно изъяли из природной среды виды животных или растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, нередко привлекаются к уголовной ответственности по признаку причинения крупного ущерба, предусмотренному статьями 256 (незаконная добыча водных животных и растений) и 258 (незаконная охота) Уголовного кодекса РФ. Верховный Суд РФ указал, что при решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного. К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ. Для правильной оценки причиненного экологического вреда судам рекомендовано привлекать соответствующих специалистов – экологов, зоологов, охотоведов и других[102].

Причем, следует отметить, что по пунктам «а» (крупный ущерб), и «в» (охота на птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена) части 1 статьи 258 УК РФ привлекаются к уголовной ответственности не только за незаконную добычу видов, которые занесены в Красную книгу РФ, но и тех видов, которые занесены только в субъектовые Красные книги. К примеру, Дубиневич Д.М. за незаконную добычу лебедя-кликуна, относящегося к видам, занесенным в «Красную Книгу Сахалинской области» мировым судьей Охинского района Сахалинской области был привлечен к уголовной ответственности по пунктам «а», и «в» ч. 1 ст. 258 УК РФ. Аналогично мировым судьей Салаватского района Республики Башкортостан Шакирьянов Р.Р. признан виновным в совершении преступления предусмотренного пунктами «а», и «в» ч. 1 ст. 258 УК РФ за незаконный отстрел лебедя-шипуна занесенного в Красную книгу Республики Башкортостан.

В то же время известны случаи, когда за незаконную добычу зверей и птиц, занесенных в Красную книгу РФ, виновные привлекаются не к уголовной, а к административной ответственности. Так, в решении Дубовского районного суда Волгоградской области о возмещении ущерба, причиненного гибелью стрепета, занесенной в Красную Книгу РФ, указано, что Целищев А.А. за это правонарушение привлечен к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ[103]. Захаров М.С. за незаконную добычу двух черных казарок занесенных в Красную книгу РФ и Республики Саха (Якутия) был привлечен к административной ответственности по ст. 4.5 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей[104]. Семыкин И.Ф. за незаконную добычу одной особи краснозобой казарки, занесенной в Красную книгу РФ, был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 85 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей[105] и т.д.http://www.gcourts.ru/case/1091130

Это связано с тем, что в действующем законодательстве четко не разграничены составы уголовных преступлений и административных правонарушений. Но, учитывая степень общественной опасности и размер причиняемого вреда в случаях охоты на виды, занесенные в Красную книгу РФ, целесообразно таких лиц привлекать к уголовной ответственности.

В отношении водных биологических ресурсов Пленум Верховного Суда РФ также рекомендовал «при отнесении ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, к крупному (пункт «а» части 1 статьи 256 УК РФ) судам надлежит исходить из количества и стоимости добытого, поврежденного и уничтоженного, распространенности особей, их отнесения в установленном порядке к специальным категориям, а также учитывать нанесенный их добычей ущерб водным биологическим ресурсам. К такому ущербу следует, в частности, относить: гибель большого числа неполовозрелых рыб (мальков), вылов или уничтожение рыб и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства. Для правильной оценки причиненного ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты»[106].

Критическими местообитаниями организмов, занесенных в Красную книгу РФ, признаются наиболее значимые для сохранения популяций животных этапы их жизненного цикла, те которые незаменимы для размножения, зимовки, мест массовых скоплений, постоянной или сезонной концентрации при миграциях, места нагула, выращивания молодняка, убежища популяции, вида. Но как их определить? Кроме того, для привлечения к ответственности необходимы последствия – гибель популяции, т.е. совокупности особей одного вида. Критические местообитания животных, занесенных в Красные книги субъектов Федерации, не подпадают под уголовно-правовую охрану по ст. 259 УК РФ.

Формулировки статьи таковы, что статья не «работает». По данным Генеральной прокуратуры РФ, за 2000-2009 гг. по данной статье не привлечено к ответственности ни одного человека[107].

Административная ответственность – взыскания, предусмотренные нормами КоАП РФ или кодексов и других законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Взыскания налагаются специальными органами (судом, административными комиссиями) или должностными лицами по установленной подведомственности (дела по различным видам правонарушений рассматривают разные органы и лица).

Статья 8.35 КоАП РФ. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

(в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 № 182-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Кроме того, за некоторые другие правонарушения, связанные редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных, виновные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 8.34 КоАП РФ (нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций), по ст. 8.36 КоАП РФ (нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов) по ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства).

Составы правонарушений и размеры наказания за нарушения законодательства о видах животных, занесенных в Красные книги субъектов РФ установлены кодексами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Кодекс города Москвы об административных правонарушениях предусматривает, что:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: