Статья 2.13. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Республики Карелия, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей[109].

В Архангельской области установлено, что:

Статья 6.7. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Архангельской области (введена законом Архангельской области от 08.11.2006 № 264-13-ОЗ)

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Архангельской области, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания таких растений, животных и других организмов, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных растений, животных и других организмов, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного нормативными правовыми актами Архангельской области порядка –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (в ред. закона Архангельской области от 28.09.2007 № 412-20-ОЗ)[110].

Чаще субъектовые законы об административных правонарушениях воспроизводят нормы ст. 8.35 КоАП РФ, сокращая составы правонарушений и меняя ответственность (в санкциях отсутствуют указания на возможность конфискации орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов и т.д.), реже конструируют самобытные составы правонарушений.

Несмотря на довольно обширный перечень составов правонарушений, перечисленных в ст. 8.35 КоАП РФ, он не является всеохватывающим. В цепочке незаконная добыча – сбыт продукции, важное место занимает реклама. К примеру, сообщалось, что жителей Республики Тыва уже «достала» не хуже женских прокладок назойливая реклама, заполнившая газеты и даже «бегущую строку» на телевидении, о скупке рогов и пантов, гениталиев, хвостов марала, лап и желчи медведя, струи кабарги и других продуктов тибетской медицины животного происхождения. При проверке одного из этих пунктов у гражданина Китайской Народной Республики в г. Кызыл обнаружено следующее количество незаконно добытой охотпродукции: вареные панты марала – 35 пар, снятые с 35 голов; вареные разрозненные панты марала – 5 шт., снятые с 5 голов; сырые панты марала – 4 пары и один сломанный рог, снятые с 5 голов; гениталии марала сушеные – 47 шт.; гениталии марала мороженые – 24 шт.; хвосты марала – 101 шт.; эмбрион марала (лутай) – 1 шт.; лапы медведя – 34 шт.; желчь медведя – 1 шт.; желчь кабана – 2 шт.; желчь кабарги – 1 шт. В другом пункте приема также у гражданина КНР обнаружены: вареные панты марала – 126 шт.; разрозненные ломаные рога марала – 18 шт.; свежие панты марала – 4 шт.; гениталии марала полусухие – 26 шт.; гениталии марала свежемороженые – 16 шт.; хвосты марала мороженые – 97 шт.; хвосты марала мороженные опаленные – 43 шт.; эмбрион марала (лутай) – 1 шт.; лапы медведя свежемороженые – 13 шт. Расчеты, проведенные охотоведами, позволили установить, что для заготовки этой продукции добыто около 300 маралов и минимум 12 медведей. Ущерб, нанесенный охотничьему хозяйству республики только по двум точкам составляет 3 млн. 236 тыс. рублей. В этой же статье обращено внимание на важный факт: ущерб назван лишь по двум точкам раскинутой китайцами по республике широкой заготовительной сети, насчитывающей в Кызыле 12 и 20 точек в районах[111].

Поэтому весьма обоснованно высказываются предложения о запрете распространения информации о продаже краснокнижных животных и их частей, о необходимости установления ответственности за хранение, транспортировку, прием на изготовление чучел животных, выделку незаконно добытых шкур, за предоставление Интернет-ресурсов для размещения объявлений о продаже животных и их частей, за размещение объявлений и т.д.

Гражданско-правовая ответственность – взыскания, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, другими нормативно-правовыми актами. Так, Федеральный закон «О животном мире» предусматривает возмещение государству ущерба, причиненного животному миру.

Статья 56 ФЗ «О животном мире». Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды[112].

Длительный период действовали Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России в 1994 г.[113]. Размер взыскания за незаконную добычу одного экземпляра животного был установлен в количестве минимальных размеров оплаты труда в РФ[114] за каждую особь животного, независимо от пола и возраста. Например, новоземельский северный олень, уссурийский пятнистый олень – 25, белогрудый или гималайский медведь – 30, белый медведь – 100, амурский тигр, снежный барс – 200 МРОТ и т.д.

Предусматривалось также, что за каждое разрушенное, поврежденное или уничтоженное обитаемое либо регулярно используемое гнездо, нору, логовище, убежище, жилище и другое сооружение ущерб исчисляется в трехкратном размере от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

За незаконное добывание или уничтожение животных на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и их охранных зон ущерб исчислялся в трехкратном размере, а на других особо охраняемых природных территориях – в двукратном размере от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

На смену этим Таксам «пришла» Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания[115]. В этой методике предусмотрены специальные формулы для расчета размера вреда, причиненного при уничтожении либо незаконном добывании объектов животного мира, среды их обитания, при разрушении обитаемых либо регулярно используемых гнезд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений и т.д. Размеры взыскания за незаконную добычу видов, занесённых в Красную книгу РФ, как и других неохотничьих видов, и за другой причиненный вред, стали достаточно высокими.

На первый взгляд формулы для расчета величины вреда, особенно в части учета инфляции, не совсем понятны. Видимо поэтому даже прокуроры, обращаясь в суды с исковыми требованиями, зачастую не учитывают уровень инфляции[116]. Поэтому рассмотрим реальный пример расчета ущерба с использованием одной из формул. Для исчисления размера вреда, причиненного уничтожением или незаконной добыче объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и некоторых других видов, применяется следующая формула:

Вожм = N х НС х Киt, где:

Вожм – размер вреда, причиненного объектам животного мира, рублей;

N – количество особей (экземпляров) одного вида, уничтоженных либо незаконно добытых, включая отдельные яйца птиц и рептилий, экземпляров;

НС – норматив стоимости объекта животного мира (или таксовая расценка) (дан в приложениях к Методике)., в рублях за экземпляр. Например, за амурского тигра, дальневосточного леопарда – 500 тыс. руб., белого медведя – 100 тыс. руб., за филина – 50 тыс. руб., за других сов, не относящихся к краснокнижным видам – 5, за дятла – 3,5, за ежа – 1 тыс. руб. за одно животное и т.д.;

КИt – показатель, учитывающий инфляцию, безразмерный;

КИt = КИt-1 х (1 + УИ/100), где УИ – уровень инфляции, установленный в Федеральном законе о бюджете РФ на год исчисления размера вреда (t) по отношению к предыдущему году (t–1). В расчетах применяется Максимальная величина, если приведено два значения уровня инфляции; если указано, что уровень инфляции не превышает определенную величину, в расчетах принимается указанная величина. В год утверждения Методики (2008 год) Киt = 1.

Летом 2011 г. Целищев А.А. сбил машиной одного стрепета, занесенного в Красную книгу РФ.

При расчете вреда используются следующие величины:

N = 1 (уничтожен 1 экземпляр стрепета);

НС = 50 000 (пятьдесят тысяч) руб./экз. (приложение № 2 к Методике Минприроды РФ № 107);

УИ (уровень инфляции) на 2009 год = 13 % (ст. 1 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

УИ (уровень инфляции) на 2010 год = 8 % (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»;

УИ (уровень инфляции) на 2011 год = 6,5 % (ст. 1 Федерального закона Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Показатель инфляции на 2009 год по сравнению с 2008 годом (годом утверждения Методики) равен КИt2009 = КИt2008 х (1 + УИ/100), где УИ на 2009 г. равен 13%, т.е. подставляя данные и произведя расчеты [КИt2009 = 1 х (1 + 13/100)] получаем КИt2009 = 1,13.

Показатель инфляции на 2010 год по сравнению с 2008 годом равен КИt2010 = КИt2009 х (1 + УИ/100), где УИ на 2010 г. равен 8%, т.е. подставляя данные и произведя расчеты [КИt2010 = 1,13 х (1 + 8/100)] получаем КИt2010 = 1,13 х 1,08= 1,2204.

Показатель инфляции на 2011 год по сравнению с 2008 годом равен КИt2011 = КИt2010 х (1 + УИ/100), где УИ на 2011 г. равен 6,5%, т.е. подставляя данные и произведя расчеты [КИt2011 = 1,2204 х (1 + 6,5/100)] получаем КИt2011 = 1,2204 х 1,065= 1,299726.

Подставляя полученные данные в формулу [Вожм = N х НС х Киt (1 экз. стрепета х 50 000 руб. – норматив стоимости х 1,299726 – показатель, учитывающий инфляцию)] и произведя умножения получаем сумму вреда в денежном исчислении за гибель одного стрепета в размере 64 986 рублей 30 копеек.

Если бы незаконная добыча стрепета была произведена в 2012 г., то надо было бы еще учесть уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в размере шести процентов. Показатель инфляции на 2012 год по сравнению с 2008 годом равен КИt2012 = КИt2011 х (1 + УИ/100), где УИ на 2012 г. равен 6 %, т.е. подставляя данные и произведя расчеты [КИt2012 = 1,299726 х (1 + 6,5/100)] получаем КИt2012 = 1,299726 х 1,06 = 1,37770956. Соответственно сумма вреда в денежном исчислении за гибель одного стрепета в 2012 году должна составлять 68 885 рублей 48 копеек.

Размер вреда, причиненный незаконной добычей животных, занесенных в Красные книги субъектов РФ может рассчитываться по субъектовым таксам или методикам. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, занесенных в Красную книгу Омской области[117], предусматривают таксовые расценки в рублях за 1 экземпляр независимо от пола и возраста животного (лебедь-шипун – 30000 руб., лебедь-кликун – 10000 руб., куропатка серая – 3000 руб., коростель – 5000 руб., росомаха – 50000 руб., норка европейская – 40000 руб., выдра – 40000, рысь – 50000 руб. и т.д.). Указано также, что таксовые расценки даны только по животных, включенным в Красную книгу Омской области, поскольку размеры ущерба в отношении видов, включенных в Красную книгу Российской Федерации, установлены федеральным законодательством. Ущерб, причиненный юридическими лицами незаконным добыванием или уничтожением редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, занесенных в Красную книгу Омской области, предписано исчислять по таксам, увеличенным в десять раз. При невозможности изъятия незаконно добытых объектов животного мира, их продуктов, частей и дериватов предусмотрено взыскание их стоимости, исчисляемой по рыночным (коммерческим) ценам и т.д.

В Краснодарском крае исходят из того, что любое негативное воздействие на объекты растительного и животного мира, включенные в Красную книгу Краснодарского края, является платным, а вред, причиненный популяциям этих таксонов, должен быть возмещен в полном размере. Размер вреда, причиненного региональной популяции охраняемого таксона, зависит от характера и продолжительности негативного влияния, природоохранного статуса таксона, уровня его биологической организации, пространственной структуры региональной популяции, ее абсолютной численности, соотношения географического и экологического региональных ареалов, а также ранга эндемизма и реликтовости. С целью учета указанных параметров популяций и мест обитания (произрастания) при определении вреда охраняемым объектам животного и растительного мира введены повышающие коэффициенты: коэффициент угрозы вымирания (Ку), коэффициент эндемизма (Кэ), коэффициент реликтовости (Кр), коэффициент критичности места обитания (Кк) и т.д.[118].

В случае уничтожение тех охотничьих животных, которые занесены в Красные книги субъектов Российской Федерации, размер ущерба может быть рассчитан также по Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам[119] с использованием формулы:

У = Т x К x N, где:

У – размер вреда, причиненного вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности, руб.;

Т – такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.;

К – пересчетный коэффициент (по видам, занесенным в субъектовые красные книги он равен 5).

К примеру, физическое лицо, находясь на территории общедоступных охотничьих угодий Ярославской области, добыло рысь. Данный вид занесен в Красную книгу Ярославской области. При этом: Т = 20000 руб., К = 5, N = 1

Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:

У = 20000 x 5 x 1 = 100000 руб. (1)

Если, рысь добыта на территории государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, государственного природного заказника, то указанная сумма (100 тыс. руб.) подлежит увеличению еще в пять раз (500 тыс. руб.) (в случаях незаконной добычи на указанных особо охраняемых природных территориях установлен коэффициент равный 5).

Следует также отметить, что в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации, суммы от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (п. 6 ст. 46).

Для расчета ущерба причиненного водным биологическим ресурсам применяется таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации[120].

В соответствии со статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (в том числе за вред, причиненный незаконной добычей видов, занесенных в Красные книги), могут быть предъявлены в течение 20 лет.

В зависимости от характера совершенного правонарушения, зафиксированного в протоколе, материалы могут быть или переданы в следственные органы для возбуждения уголовного дела, или рассмотрены должностными лицами уполномоченных органов с вынесением постановления о наложении штрафа и предъявления иска (при наличии незаконно добытых животных).

Реализация гражданско-правовой ответственности может осуществляться как в добровольном порядке (в т.ч. по соглашению сторон), так и по решениям судов. К гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены как граждане, так и юридические лица.

Обобщая изложенное, можно заключить, что российское законодательство в области охраны и использования редких и исчезающих объектов животного мира в системном виде регламентирует большой комплекс взаимосвязанных вопросов, касающихся критериев, порядка рассмотрения и занесения того или иного вида в Красную книгу Российской Федерации, порядка и процедуры выдачи разрешений на их добывание, оборот, торговлю, изъятие, конфискацию и других аспектов, а также ответственности за нарушение установленного государством порядка их использования. Занесение животных и растений в Красную книгу Российской Федерации, в Красные книги субъектов РФ является правовым актом, формализующим признаком, отграничивающим соответствующие виды как объекты правовой охраны от других представителей животного и растительного мира. Именно в отношении видов, занесенных в Красные книги, действуют повышенные организационно-правовые гарантии и меры государственного принуждения, усиливающие возможности их сохранения и восстановления.

Для повышения эффективности действия правовой охраны видов, занесенных в Красные книги, необходимо принятие в субъектах РФ полных комплектов правовых актов, расширение перечня неправомерных действий, влекущих ответственность, усиление наказания, изменение направления расходования средств, взыскиваемых в возмещение вреда, причиненного незаконной добычей видов, занесенных в Красные книги, разрушением среды их обитания (должно быть целевое использование средств на охрану и воспроизводство, а не обезличенное взыскание сумм в бюджеты муниципальных образований), а также резкое усиление государственного надзора за соблюдением законодательства по краснокнижным видам, сохранению среды их обитания и по другим вопросам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: