Общая характеристика доказательства

Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также в нелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис (Т) — суждение, которое обосновывается в процессе аргументации; аргументы (a1, а2, а3,..., аn) — исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис; демонстрацию — логическую связь между аргументами и тезисом.

Продемонстрировать — значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов, которые выполняют функцию оснований, а тезис является его логическим следствием: (a1, а2, а3,..., аn) ® Т

Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключений: дедуктивных, индуктивных, по аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях.

Аргументация дает неоднозначные по логической ценности результаты. Обоснование при помощи неполной индукции, аналогии, использование неправильных модусов сложных силлогизмов или несоблюдение правил простого категорического силлогизма позволяет получить лишь правдоподобные заключения.

Обоснование при помощи демонстративных рассуждений обеспечивает получение достоверного, истинного знания. Такая форма обоснования называется доказательством. Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Упражнение. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения, запишите схему. Пример: а) записываем тезис: Сократ смертен. б) подбираем аргументы: Все люди смертны (а1). Сократ — человек (а2). в) строим демонстрацию в форме 1-й фигуры простого категорического силлогизма, записываем схему:

а1 — Все люди (М) смертны (Р)

а2 — Сократ (S) — человек (М)

Т — Сократ (S) смертен (Р)

правила фигуры соблюдены. Тезис достоверен.

Демонстрацию можно построить в форме утверждающего модуса условно-категорического умозаключения:

а1 — Если Сократ человек (р), то он смертен (q)

а2 — Сократ — человек (р)

Т — Сократ — смертен (q)

Записываем схему: р ® q, р

q

Рассуждение идет по правильному модусу. Тезис достоверен.

Упражнение. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; запишите схему. Пример: а) записываем тезис: Проникающее ножевое ранение опасно для жизни (Т); б) подбираем аргументы:

— при таком ранении возможно повреждение внутренних органов (а1);

— нарушение их функциональной деятельности (а2);

— возникает кровотечение (а3);

— существует реальная возможность занесения инфекции (а4);

— статистические данные подтверждают, что при ножевых ранениях удается спасти жизнь в среднем семи потерпевшим из десяти (а5).

в) записываем схему:

а1 обладает р

а2 обладает р

а3 обладает р

а4 обладает р

а5 обладает р

а1 а2 а3 а4 а5 принадлежат Т

По — видимому, каждый элемент Т обладает р

г) определяем вид индуктивного вывода. Неполная индукция. д) аргументируемый тезис — правдоподобен.

Упражнение. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования, запишите схему. Пример:

а) записываем тезис:

Скорее всего в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо.

б) подбираем аргументы:

а1—а. В старой квартире комнатные фиалки росли хорошо (Р), там не было много солнца (К), в цветочных горшках была неплохая почва (С), фиалки вовремя и в меру поливались (Д).

а2—в. В новой квартире также немного солнца (К), в цветочных горшках та же неплохая почва (С), фиалки вовремя и в меру поливаются (Д).

в) делаем заключение:

Т. Следовательно, по-видимому, в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо (Р).

г) записываем схему:

а1 (а имеет признаки Р, К, С, Д).

а2 (в имеет признаки К, С, Д).

Т. (в, по-видимому, имеет признак Р)

д) Рассуждение идет как аналогия предметов. Тезис — правдоподобен.

Упражнение. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя сокращенный силлогизм как форму обоснования. Пример:

а) записываем тезис:

Мой брат сдает сессию.

б) подбираем аргумент:

Мой брат — студент московского института.

в) строим демонстрацию в форме сокращенного силлогизма:

а — Мой брат — студент московского института

Т. — Мой брат сдает сессию.

Рассуждение построено по первой фигуре простого категорического силлогизма; пропущена большая посылка: Все студенты московских институтов сдают весеннюю сессию.

г) полный силлогизм имеет следующую форму:

— Все студенты московских институтов (М) сдают сессию (Р).

Мой брат (S) — студент московского института (М)

— Мой брат (S) сдает сессию (Р)

д) аргументируемый тезис — достоверен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: