double arrow

Вопрос 1. Обобщающая индукция и ее виды.

Индуктивные умозаключения представляют собой такие связи между посылками и заключением по логическим формам, при которых посылки лишь подтверждают заключение. Индуктивная логика этоформальная логика, поскольку отношение подтверждения – это отношение между высказываниями по их логическим формам. Однако индуктивная логика является не только формальной логикой. В процессе индуктивных рассуждений обычно используются специальные методологические средства, повышающие степень правдоподобия заключений.

Существуют следующие виды индуктивных умозаключений.

Обобщающая индукция - это умозаключение, представляющее переход от знания об отдельных элементах класса к знанию о классе в целом. Этот переход осуществляется путем экстраполяции содержащегося в посылках знания на более широкую область.

Существует два основных вида обобщающей индукции – полная и неполная.

В случае полной обобщающей индукции возможно изучение всех предметов, составляющих исследуемый класс. В данном случае индуктивное умозаключение представляет собой движение от знания об отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса и его схема имеет вид.

Предмет S1 обладает свойством Р.

Предмет S2 обладает свойством Р..

Предмет S n обладает свойством Р.

Предметы S1,S2,..., Sn- элементы класса К такие, что{S1, S2,..., Sn}=К

Все предметы класса Кобладают свойством Р.

Например: В десятом классе 25 человек, о каждом из которых известно, что он занимается каким-либо видом спорта. Следовательно, все учащиеся десятого класса занимаются каким-либо видом спорта.

Гораздо чаще встречается неполная обобщающая индукция. Онаприменяется в том случае, когда изучить все предметы исследуемого класса невозможно и представляет собой движение от знания о некоторых отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса. Схема неполной обобщающей индукции имеет вид:

Предмет S1 обладает свойством Р.

Предмет S2 обладает свойством Р.

.

..

Предмет S n обладает свойством Р.

Предметы S1,S2,..., Sn- элементы класса К такие, что{S1, S2,..., Sn}ÉК и {S1, S2,..., Sn}< К

Все предметы класса Кобладают свойством Р.

Например, на основе исследований поведения определенного вида животных постоянно встречаются данные об определенной реакции животных этого вида на определенный раздражитель, и делается вывод о том, что всем животным этого вида присуща подобная реакция на этот раздражитель.

Неполная индукция является лишь вероятностным знанием и не гарантирует точности результатов. Для повышения степени ее правдоподобия, как уже было сказано, используются различные методы. В зависимости от специфики этих методов неполная индукция подразделяется на два вида: популярную, ненаучную индукцию и научную индукцию.

В процессе ненаучной индукции применяется так называемая методология здравого смысла. Она требует исследовать как можно больше случаев, где встречается изучаемый предмет, и рассматривать как можно более разнообразные предметы. Использование этих принципов помогает в некоторой степени повысить правдоподобие получаемых результатов, но тем не менее не дает оснований для того, чтобы они были достаточно правдоподобными.

В научной неполной индукции обязательно используется научная методология. Этот вид неполной индукции подразделяется на индукцию через отбор случаев, исключающих случайные обобщения, и индукцию на основе общего, в процессе которой при установлении факта, принадлежит ли определенное свойство группе объектов, отвлекаются от информации о специфических признаках и свойствах этих объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: